С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам.

А затем:

Дошла до нас шубха, распространяемая рафидитами, будто бы ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, принял Ислам лишь после того, как аль-‘Ас ибн Ваиль, один из старейшин курайшитов, дал ему гарантию безопасности.

Пишут рафидиты из сайта «Доводы» на своей помойке:

Умар принимает ислам после гарантии Ааса бин Ваиля

Некоторые утверждают, что до принятия ислама Умаром, никто не осмеливался открыто читать намаз в Каабе и мусульмане скрыто поклонялись Аллаху, а после принятия ислама Умаром мусульмане осмелели и…

Это утверждение противоречит хадису, который приводится в самой достоверной суннитской книге после Корана – Сахиху Бухари. Наоборот, скорее он очень боялся принятия ислама иименно из-за страха быть убитым от рук многобожников, скрывался у себя дома, но, после того, как Аас ибн Вайль дал ему гарантию безопасности, он открыто провозгласил о своем принятии ислама. Мухаммад ибн Исмаил Бухари в своем сахихе привел:

3651 حَدَّثَنِي يَحْيَى بْنُ سُلَيْمَانَ قَالَ حَدَّثَنِي ابْنُ وَهْبٍ قَالَ حَدَّثَنِي عُمَرُ بْنُ مُحَمَّدٍ قَالَ فَأَخْبَرَنِي جَدِّي زَيْدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ عَنْ أَبِيهِ قَالَ بَيْنَمَا هُوَ فِي الدَّارِ خَائِفًا إِذْ جَاءَهُ الْعَاصِ بْنُ وَائِلٍ السَّهْمِيُّ أَبُو عَمْرٍو عَلَيْهِ حُلَّةُ حِبَرَةٍ وَقَمِيصٌ مَكْفُوفٌ بِحَرِيرٍ وَهُوَ مِنْ بَنِي سَهْمٍ وَهُمْ حُلَفَاؤُنَا فِي الْجَاهِلِيَّةِ فَقَالَ لَهُ مَا بَالُكَ قَالَ زَعَمَ قَوْمُكَ أَنَّهُمْ سَيَقْتُلُونِي إِنْ أَسْلَمْتُ قَالَ لَا سَبِيلَ إِلَيْكَ بَعْدَ أَنْ قَالَهَا أَمِنْتُ فَخَرَجَ الْعَاصِ فَلَقِيَ النَّاسَ قَدْ سَالَ بِهِمْ الْوَادِي فَقَالَ أَيْنَ تُرِيدُونَ فَقَالُوا نُرِيدُ هَذَا ابْنَ الْخَطَّابِ الَّذِي صَبَا قَالَ لَا سَبِيلَ إِلَيْهِ فَكَرَّ النَّاسُ

Абдуллах ибн Умар повествует: Умар был напуган и оставался у себя в доме, в это время пришел Аас ибн Вайль и спросил: «Что с тобой случилось?». Умар отвечал: «Люди твоего племени сказали, что убьют меня, если я приму ислам». Аас сказал:» После того, как я дам тебе гарантию безопасности, никто тебе не причинит вреда». Аас вышел и увидел людей, которые направлялись в эту сторону, он спросил их: «Куда идете?». Они ответили, что ищут сына Хаттаба, который принял ислам. Аас сказал им, чтобы они не трогали его, и тогда люди разошлись.

Сахих Бухари, Книга: достоинств ансаров, глава: принятие ислама Умаром Ибн Аль-Хаттабом (ра), хадис 3651, том 3, стр. 1403, изд-во Дару Ибн Касир, 1993 – 1414, в семи томах. –

Ответ:

1. Для начала приведём более правильный перевод.

▪︎ Привел имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):

حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ سُلَيْمَانَ قَالَ: حَدَّثَنِي ابْنُ وَهْبٍ، قَالَ: حَدَّثَنِي عُمَرُ بْنُ مُحَمَّدٍ قَالَ: فَأَخْبَرَنِي جَدِّي زَيْدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ، عَنْ أَبِيهِ قَالَ: بَيْنَمَا هُوَ فِي الدَّارِ خَائِفًا، إِذْ جَاءَهُ العَاصِ بْنُ وَائِلٍ السَّهْمِيُّ أَبُو عَمْرٍو، عَلَيْهِ حُلَّةُ حِبَرَةٍ وَقَمِيصٌ مَكْفُوفٌ بِحَرِيرٍ، وَهُوَ مِنْ بَنِي سَهْمٍ، وَهُمْ حُلَفَاؤُنَا فِي الجَاهِلِيَّةِ، فَقَالَ لَهُ: مَا بَالُكَ؟ قَالَ: زَعَمَ قَوْمُكَ أَنَّهُمْ سَيَقْتُلُونِي إِنْ أَسْلَمْتُ، قَالَ: لاَ سَبِيلَ إِلَيْكَ، بَعْدَ أَنْ قَالَهَا أَمِنْتُ، فَخَرَجَ العَاصِ فَلَقِيَ النَّاسَ قَدْ سَالَ بِهِمُ الوَادِي، فَقَالَ: أَيْنَ تُرِيدُونَ؟ فَقَالُوا: نُرِيدُ هَذَا ابْنَ الخَطَّابِ الَّذِي صَبَا، قَالَ: لاَ سَبِيلَ إِلَيْهِ فَكَرَّ النَّاسُ

✍️ «Передал нам Яхъя ибн Сулейман, передал мне Ибн Вахб, передал мне ‘Умар ибн Мухаммад, сообщил мне мой дед — Зейд ибн ’Абдуллах ибн ‘Умар, от его отца, что он сказал: “В то время, когда ‘Умар находился дома в состоянии страха, к нему пришёл аль-‘Ас ибн Ваиль ас-Сахми Абу ‘Амр, одетый в расшитый плащ и рубашку с шёлковыми подолами. Он был из племени бану сахм, которые были нашими союзниками в доисламский период невежества. [Аль-‘Ас] спросил его: “Что с тобой?”. [‘Умар] ответил: “Твои соплеменники утверждают, что убьют меня, если я приму ислам”. [Аль-‘Ас] сказал: “Никто не причинит тебе вреда”. [‘Умар] сказал: “После того, как он сказал это, я почувствовал себя в безопасности”. Когда аль-‘Ас вышел, он обнаружил много людей, стекающихся к Мекке. Он спросил: “Куда вы направляетесь?” Они сказали: “Мы направляемся к этому Ибн аль-Хаттабу, который отрёкся от нашей религии”. Тогда аль-‘Ас сказал: “Никто не прикоснётся к нему”. И люди отступили”».

📚 См. «Сахих» аль-Бухари (3864).

Как мы видим из этого хадиса, ‘Умар принял Ислам до того, как аль-‘Ас дал ему гарантию, и этот вывод напрашивается даже из перевода самих рафидитов:

Аас вышел и увидел людей, которые направлялись в эту сторону, он спросил их: «Куда идете?». Они ответили, что ищут сына Хаттаба, который принял ислам. Аас сказал им, чтобы они не трогали его, и тогда люди разошлись.

Эти люди хотели убить ‘Умара как раз таки из-за того, что он открыто отрёкся от многобожия и принял Ислам. Зачем им убивать того, кто не принимал Ислам?

▪︎ Еще больше на это проливает свет другая версия этого хадиса, которая приходит сразу же после этого:

حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، حَدَّثَنَا سُفْيَانُ، قَالَ: عَمْرُو بْنُ دِينَارٍ، سَمِعْتُهُ قَالَ: قَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا: لَمَّا أَسْلَمَ عُمَرُ اجْتَمَعَ النَّاسُ عِنْدَ دَارِهِ، وَقَالُوا: صَبَا عُمَرُ وَأَنَا غُلاَمٌ، فَوْقَ ظَهْرِ بَيْتِي، فَجَاءَ رَجُلٌ عَلَيْهِ قَبَاءٌ مِنْ دِيبَاجٍ، فَقَالَ: قَدْ صَبَا عُمَرُ فَمَا ذَاكَ، فَأَنَا لَهُ جَارٌ، قَالَ: فَرَأَيْتُ النَّاسَ تَصَدَّعُوا عَنْهُ فَقُلْتُ: مَنْ هَذَا؟ قَالُوا: العَاصِ بْنُ وَائِلٍ

✍️ «Передал нам ‘Али ибн ‘Абдуллах, передал нам Суфьян: я слышал как ‘Амр ибн Динар сказал: “Сказал ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен ими обеими Аллах: “Когда ‘Умар принял ислам, [неверующие] люди собрались вокруг его дома и сказали: “Умар отрёкся от нашей религии”. В то время я был ещё мальчиком и находился на крыше своего дома. Тут пришёл человек, одетый в шёлковый плащ, и сказал: “Умар отрёкся от вашей религии, и что с этого? Я — его защитник”. Затем я увидел, как люди уходят, и спросил: “Кто этот человек?”. Мне ответили: “Аль-‘Ас ибн Ваиль”».

📚 См. «Сахих» аль-Бухари (3864).

Но самая ясная версия, которая не оставляет и тени сомнения на этот счёт — это то, что привёл Ибн Хиббан в своём «Сахихе».

▪︎ Привёл Ибн Хиббан (ум. 354 г.х.):

 أَخبَرنا عَبْدُ اللهِ بْنُ مُحَمَّدٍ الأَزْدِيُّ، حَدثنا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، أَخبَرنا وَهْبُ بْنُ جَرِيرٍ، حَدثنا أَبِي، قَالَ:سَمِعْتُ مُحَمَّدَ بْنَ إِسْحَاقَ، يَقُولُ: حَدثنا نَافِعٌ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، قَالَ: لَمَّا أَسْلَمَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، لَمْ تَعْلَمْ قُرَيْشٌ بِإِسْلَامِهِ، فَقَالَ: أَيُّ أَهْلِ مَكَّةَ أفشى لِلْحَدِيثِ؟ فَقَالُوا: جَمِيلُ بْنُ مَعْمَرٍ الْجُمَحِيُّ، فَخَرَجَ إِلَيْهِ وَأَنَا مَعَهُ أَتْبَعُ أَثَرَهُ، أَعْقِلُ مَا أَرَى وَأَسْمَعُ، فَأَتَاهُ فَقَالَ: يَا جَمِيلُ، إِنِّي قَدْ أَسْلَمْتُ، قَالَ: فَوَاللهِ مَا رَدَّ عَلَيْهِ كَلِمَةً حَتَّى قَامَ عَامِدًا إِلَى الْمَسْجِدِ، فَنَادَى أَنْدِيَةَ قُرَيْشٍ، فَقَالَ: يَا مَعْشَرَ قُرَيْشٍ، إِنَّ ابْنَ الْخَطَّابِ قَدْ صَبَأَ، فَقَالَ عُمَرُ: كَذَبَ، وَلَكِنِّي أَسْلَمْتُ وَآمَنْتُ بِاللهِ وَصَدَّقْتُ رَسُولَهُ فَثَاوَرُوهُ، فَقَاتَلَهُمْ حَتَّى رَكَدَتِ الشَّمْسُ عَلَى رُؤُوسِهِمْ، حَتَّى فَتَرَ عُمَرُ وَجَلَسَ فَقَامُوا عَلَى رَأْسِهِ، فَقَالَ عُمَرُ: افْعَلُوا مَا بَدَا لَكُمْ، فَوَاللهِ لَوْ كُنَّا ثَلَاثَ مِائَةِ رَجُلٍ لَقَدْ تَرَكْتُمُوهَا لَنَا، أَوْ تَرَكْنَاهَا لَكُمْ، فَبَيْنَا هُمْ كَذَلِكَ قِيَامٌ عَلَيْهِ، إِذْ جَاءَ رَجُلٌ عَلَيْهِ حُلَّةُ حَرِيرٍ وَقَمِيصٌ قُومَسِيٌّ، فَقَالَ: مَا بَالُكُمْ؟ فَقَالُوا: إِنَّ ابْنَ الْخَطَّابِ قَدْ صَبَأَ، قَالَ: فَمَهْ، امْرُؤٌ اخْتَارَ دِينًا لِنَفْسِهِ، أَفَتَظُنُّونَ أَنَّ بَنِي عَدِيٍّ تُسْلِمُ إِلَيْكُمْ صَاحِبَهُمْ؟ قَالَ: فَكَأَنَّمَا كَانُوا ثَوْبًا انْكَشَفَ عَنْهُ، فَقُلْتُ لَهُ بَعْدُ بِالْمَدِينَةِ: يَا أَبَتِ، مَنِ الرَّجُلُ الَّذِي رَدَّ عَنْكَ الْقَوْمَ يَوْمَئِذٍ؟ فَقَالَ: يَا بُنَيَّ، ذَاكَ الْعَاصُ بْنُ وَائِلٍ

✍️ «Сообщил нам ’Абдуллах ибн Мухаммад аль-Азди, передал нам Исхак ибн Ибрахим, сообщил нам Вахб ибн Джарир, передал нам мой отец, который сказал: я слышал, как Мухаммад ибн Исхак говорил: передал нам Нафи’ от Ибн ‘Умара, что он сказал: “Когда ‘Умар принял Ислам, он сказал: «Кто из людей Мекки быстрее всех разносит слухи?». Ему сказали: «Джамиль ибн Ма‘мар аль-Джумахи». Он отправился к нему, а я пошел за ним следом, и [в это время] я уже понимал то, что видел и слышал. Придя к нему, [‘Умар] сказал: «О Джамиль, воистину, я принял Ислам!». И клянусь Аллахом, не успел он закончить свою речь, как тот помчался к мечети [аль-Харам], и закричал изо всех сил: «О курайшиты! Воистину, Ибн аль-Хаттаб стал вероотступником!». ‘Умар же сказал: «Он лжет, однако я принял Ислам, уверовал в Аллаха и поверил Его Посланнику». После этого [люди] набросились на него, и они дрались, пока время не приблизилось к полудню, после чего лишившийся сил ‘Умар сел, а люди встали над ним, и он сказал: «Делайте, что хотите, а я клянусь Аллахом, что, если бы нас было триста человек, мы бы оставили вам [Мекку] или же вы оставили её нам!». И когда они были в таком положении, к ним подошел один мужчина в шелковой одежде и обычной рубашке, и спросил: «Что с вами?». Ему ответили: «‘Умар стал вероотступником!» Он сказал: «Оставьте его! Человек выбрал для себя религию. Вы думаете бану ‘ади выдаст вам вашего товарища?». И они как будто бы стали одеждой, которая обнажилась от него. Затем после [переселения] в Медину я как-то спросил: «О отец, кем был мужчина, который отвратил людей от тебя в тот день?», на что он ответил: «О сынок, это был аль-‘Ас ибн Ваиль ас-Сахми».

📚 См. «Сахих» Ибн Хиббана (6879). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Касир, шейх Шу’айб аль-Арнаут и шейх аль-Альбани.

Как мы видим, ‘Умар открыто объявил о своём Исламе и лишь затем люди собрались, чтобы убить его, однако аль-‘Ас ибн Ваиль предотвратил это, дав ‘Умару гарантию безопасности, а также напомнив этим людям, что бану ‘ади, племя ‘Умара ибн аль-Хаттаба, не выдаст его им просто так.


2. Что касается страха ‘Умара, который он испытал после того, как узнал, что люди собрались, чтобы убить его, то такой страх испытывали даже пророки Аллаха.

▪︎ Говорит Всевышний Аллах относительно пророка Мусы:

فَأَصْبَحَ فِي الْمَدِينَةِ خَائِفًا يَتَرَقَّبُ فَإِذَا الَّذِي اسْتَنصَرَهُ بِالْأَمْسِ يَسْتَصْرِخُهُ قَالَ لَهُ مُوسَى إِنَّكَ لَغَوِيٌّ مُّبِينٌ

{Утром он отправился в город, будучи в страхе, и проявляя осмотрительность, и вдруг тот, кто попросил его о помощи накануне, вновь позвал его на помощь. Муса сказал ему: «Ты являешься явным заблудшим»}.

📚 Коран 28:18

▪︎ Так же:

فَخَرَجَ مِنْهَا خَائِفًا يَتَرَقَّبُ قَالَ رَبِّ نَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

{И вышел он оттуда, будучи в страхе, и проявляя осмотрительность, и сказал: «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!»}.

📚 Коран 28:21

И это сказано про пророка, который встретился лицом к лицу с самым могущественным тираном Земли своего времени.

Испытывал страх также и ‘Али, согласно шиитским учёным. Только испытал он страх не за свою жизнь, а за свою руку.

▪︎ Говорит шиитский учёный Мухаммад Исма’иль аль-Мазиндарани (ум. 1173 г.х.):

و الأظهر ترجيح ما دلّ من الأخبار الصحيحة على أنّه زوّجه أُمّ كلثوم و لكنّه كان فيه مجبوراً مظلوماً خائفاً عن التهمة و قطع اليمين

 ✍️ «И более очевидная вероятность, которая доказывается достоверными сообщениями, заключается в том, что [‘Али] всё таки выдал Умм Кульсум замуж за [‘Умара], однако он сделал это будучи принуждённым и угнетённым, в страхе от обвинения и отсечения правой руки».

 📚 См. «ар-Расаиль аль-и’тикъадия» (1/400).


3. Почему аль-‘Ас ибн Ваиль защитил ‘Умара, несмотря на то, что открыто выступал против Ислама?

Частично ответ на это дал сам Ибн ‘Умар, хадисом которого аргументируют рафидиты.

▪︎ В хадисе сказано:

وَهُوَ مِنْ بَنِي سَهْمٍ، وَهُمْ حُلَفَاؤُنَا فِي الجَاهِلِيَّةِ،

✍️ «Он был из племени бану сахм, которые были нашими союзниками в доисламский период невежества».

📚 См. «Сахих» аль-Бухари (3864).

Аль-‘Ас ибн Ваиль защитил ‘Умара от своих соплеменников именно по причине старой дружбы и союза между бану сахм и бану ‘ади.

Такая форма гарантии безопасности была распространена среди арабов, и давалась людьми друг другу из соображения национализма, старой дружбы или же хороших отношений до Ислама.

Именно поэтому Абан ибн Са’ид аль-Умави дал гарантию безопасности ‘Усману, когда Посланник Аллаха отправил его к курейшитам для переговоров.

Именно поэтому аль-‘Аббас ибн ’Абд аль-Мутталиб дал гарантию безопасности Абу Суфьяну, когда тот пришёл в лагерь мусульман за день до покорения Мекки.

И таких примеров очень много. Для этого достаточно прочитать биографию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

И в заключение — хвала Аллаху, Господу миров!


🚀 Подписывайтесь на наш Телеграм: @antishia_com


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *