Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ними вплоть до Судного Дня!

Хоть Му’авия ибн Абу Суфьян, да будет доволен им Аллах, и не наделен такими достоинствами, которыми наделены те сподвижники, которые приняли Ислам гораздо раньше него, все же у каждого сподвижника, даже самого низкого своим положением среди них, есть как минимум несколько достоинств, которые вытекают из обычной логики. 


1. Его ислам.

Это достоинство, которое есть как минимум у всех сподвижников Пророка, да будет доволен ими Аллах, и Му’авия не исключение.

Учёные единогласны, что Му’авия принял Ислам не позднее года покорения Мекки, на что указывает следующий достоверный хадис.

• Говорит имам Муслим (ум. 261 г.х.):

حَدَّثَنِي عَبَّاسُ بْنُ عَبْدِ الْعَظِيمِ الْعَنْبَرِيُّ، وَأَحْمَدُ بْنُ جَعْفَرٍ الْمَعْقِرِيُّ، قَالاَ حَدَّثَنَا النَّضْرُ، – وَهُوَ ابْنُ مُحَمَّدٍ الْيَمَامِيُّ – حَدَّثَنَا عِكْرِمَةُ، حَدَّثَنَا أَبُو زُمَيْلٍ، حَدَّثَنِي ابْنُ عَبَّاسٍ، قَالَ كَانَ الْمُسْلِمُونَ لاَ يَنْظُرُونَ إِلَى أَبِي سُفْيَانَ وَلاَ يُقَاعِدُونَهُ فَقَالَ لِلنَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم يَا نَبِيَّ اللَّهِ ثَلاَثٌ أَعْطِنِيهِنَّ قَالَ ” نَعَمْ ” . قَالَ عِنْدِي أَحْسَنُ الْعَرَبِ وَأَجْمَلُهُ أُمُّ حَبِيبَةَ بِنْتُ أَبِي سُفْيَانَ أُزَوِّجُكَهَا قَالَ ” نَعَمْ ” . قَالَ وَمُعَاوِيَةُ تَجْعَلُهُ كَاتِبًا بَيْنَ يَدَيْكَ . قَالَ ” نَعَمْ ” . قَالَ وَتُؤَمِّرُنِي حَتَّى أُقَاتِلَ الْكُفَّارَ كَمَا كُنْتُ أُقَاتِلُ الْمُسْلِمِينَ . قَالَ  نَعَمْ

«Передал мне ‘Аббас ибн ‘Абд аль-‘Азым аль-‘Анбари и Ахмад ибн Джа’фар аль-Ма’кыри, которые сказали: передал нам ан-Надр ибн Мухаммад аль-Йамани: передал нам ‘Икрима: передал нам Абу Зумайль: передал мне Ибн ‘Аббас, который сказал: “Мусульмане  не смотрели на Абу Суфьяна и не сидели с ним, и тогда он сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “О Пророк Аллаха, надели меня тремя вещами”, на что [Пророк] сказал: “Да”. [Абу Суфьян] сказал: “У меня лучшая и самая красивая [женщина] из арабов — Умм Хабиба, дочь Абу Суфьяна. Я выдаю её за тебя замуж”. [Пророк] сказал: “Да”. [Абу Суфьян] сказал: “Сделай Му’авию писарем у себя”. [Пророк] сказал: “Да”. [Абу Суфьян] сказал: “И назначь меня командиром, чтобы я сразился с неверующими, подобно тому, как я сражался с мусульманами”, и [Пророк] сказал: “Да”».

📚См. «Сахих» Муслима (2501).

• Также на иман Му’авии указывает следующий хадис:

وَحَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ، حَدَّثَنَا وَكِيعٌ، حَدَّثَنَا سُفْيَانُ، عَنْ أَبِي بَكْرِ بْنِ أَبِي، الْجَهْمِ بْنِ صُخَيْرٍ الْعَدَوِيِّ قَالَ سَمِعْتُ فَاطِمَةَ بِنْتَ قَيْسٍ، تَقُولُ إِنَّ زَوْجَهَا طَلَّقَهَا ثَلاَثًا فَلَمْ يَجْعَلْ لَهَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم سُكْنَى وَلاَ نَفَقَةً قَالَتْ قَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ” إِذَا حَلَلْتِ فَآذِنِينِي ” . فَآذَنْتُهُ فَخَطَبَهَا مُعَاوِيَةُ وَأَبُو جَهْمٍ وَأُسَامَةُ بْنُ زَيْدٍ . فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ” أَمَّا مُعَاوِيَةُ فَرَجُلٌ تَرِبٌ لاَ مَالَ لَهُ وَأَمَّا أَبُو جَهْمٍ فَرَجُلٌ ضَرَّابٌ لِلنِّسَاءِ وَلَكِنْ أُسَامَةُ بْنُ زَيْدٍ ” . فَقَالَتْ بِيَدِهَا هَكَذَا أُسَامَةُ أُسَامَةُ فَقَالَ لَهَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ” طَاعَةُ اللَّهِ وَطَاعَةُ رَسُولِهِ خَيْرٌ لَكِ ” . قَالَتْ فَتَزَوَّجْتُهُ فَاغْتَبَطْتُ 

«Передал нам Абу Бакр ибн Аби Шейба: передал нам Уаки’: передал нам Суфьян от Абу Бакра ибн Аби-ль Джахма ибн Сухайра аль-‘Адауи, что он сказал: “Я слышал, как Фатима бинт Кайс говорила, что её муж дал ей троекратный развод, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не предоставил ей место для жилья и провизию, сказав: “Сообщи мне, когда закончится твоя ‘идда”. Когда она сообщила ему, к ней посватались Му’авия, Абу Джахм и Усама ибн Зайд. Посланник Аллаха же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Что касается Му’авии, то он бедняк, у которого нет имущества. Что касается Абу Джахма, то он человек, бьющий женщин, однако Усама ибн Зейд”, и она указала рукой, [давая понять, что не желает] Усаму. И тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: “Подчинение Аллаху и подчинение Его Посланнику лучше для тебя”. Затем она сказала: “Поэтому я вышла за него замуж, и мне начали завидовать [другие женщины из-за блага этой женитьбы]”».

📚См. «Сахих» Муслима (1480), «Сунан» Абу Дауда (2284).

В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перечислил основные недостатки Му’авии и Абу Джахма для Фатимы бинт Кайс.

И основной вещью, которую Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул в отношении Му’авии была его бедность. 

Если бы он был лицемером, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно указал бы это главной причиной, ибо не дозволено для благочестивой мусульманки выходить замуж за лицемера.

Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прямо назвал мусульманами Му’авию и его сторонников.

• Привёл имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):

حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدٍ، حَدَّثَنَا سُفْيَانُ، عَنْ أَبِي مُوسَى، قَالَ سَمِعْتُ الْحَسَنَ، يَقُولُ اسْتَقْبَلَ وَاللَّهِ الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ مُعَاوِيَةَ بِكَتَائِبَ أَمْثَالِ الْجِبَالِ فَقَالَ عَمْرُو بْنُ الْعَاصِ إِنِّي لأَرَى كَتَائِبَ لاَ تُوَلِّي حَتَّى تَقْتُلَ أَقْرَانَهَا. فَقَالَ لَهُ مُعَاوِيَةُ ـ وَكَانَ وَاللَّهِ خَيْرَ الرَّجُلَيْنِ ـ أَىْ عَمْرُو إِنْ قَتَلَ هَؤُلاَءِ هَؤُلاَءِ وَهَؤُلاَءِ هَؤُلاَءِ مَنْ لِي بِأُمُورِ النَّاسِ مَنْ لِي بِنِسَائِهِمْ، مَنْ لِي بِضَيْعَتِهِمْ فَبَعَثَ إِلَيْهِ رَجُلَيْنِ مِنْ قُرَيْشٍ مِنْ بَنِي عَبْدِ شَمْسٍ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ سَمُرَةَ وَعَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَامِرِ بْنِ كُرَيْزٍ، فَقَالَ اذْهَبَا إِلَى هَذَا الرَّجُلِ فَاعْرِضَا عَلَيْهِ، وَقُولاَ لَهُ، وَاطْلُبَا إِلَيْهِ. فَأَتَيَاهُ، فَدَخَلاَ عَلَيْهِ فَتَكَلَّمَا، وَقَالاَ لَهُ، فَطَلَبَا إِلَيْهِ، فَقَالَ لَهُمَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ إِنَّا بَنُو عَبْدِ الْمُطَّلِبِ، قَدْ أَصَبْنَا مِنْ هَذَا الْمَالِ، وَإِنَّ هَذِهِ الأُمَّةَ قَدْ عَاثَتْ فِي دِمَائِهَا. قَالاَ فَإِنَّهُ يَعْرِضُ عَلَيْكَ كَذَا وَكَذَا وَيَطْلُبُ إِلَيْكَ وَيَسْأَلُكَ. قَالَ فَمَنْ لِي بِهَذَا قَالاَ نَحْنُ لَكَ بِهِ. فَمَا سَأَلَهُمَا شَيْئًا إِلاَّ قَالاَ نَحْنُ لَكَ بِهِ. فَصَالَحَهُ، فَقَالَ الْحَسَنُ وَلَقَدْ سَمِعْتُ أَبَا بَكْرَةَ يَقُولُ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَلَى الْمِنْبَرِ وَالْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ إِلَى جَنْبِهِ، وَهْوَ يُقْبِلُ عَلَى النَّاسِ مَرَّةً وَعَلَيْهِ أُخْرَى وَيَقُولُ  ” إِنَّ ابْنِي هَذَا سَيِّدٌ، وَلَعَلَّ اللَّهَ أَنْ يُصْلِحَ بِهِ بَيْنَ فِئَتَيْنِ عَظِيمَتَيْنِ مِنَ الْمُسْلِمِينَ «.

«Передал нам ‘Абдуллах ибн Мухаммад: передал нам Суфьян: от Абу Мусы, что он сказал: я слышал, как аль-Хасан говорил: “Клянусь Аллахом, аль-Хасан ибн ‘Али вёл батальоны армии против Му’авии, которые были подобно горе. Тогда сказал ‘Амр ибн аль-‘Ас: “Воистину, я непременно вижу батальоны, которые не обратятся вспять, пока не убьют своих противников”. И сказал ему Му’авия, который был лучшим из этих двух мужчин: “О ‘Амр! Если эти убьют тех, а те — этих, кто же останется со мной относительно дел, касающихся людей? Кто же останется со мной для их женщин? Кто останется со мной для их детей?”. Тогда Му’авия послал к [Хасану ибн ‘Али] двух курайшитов из бану ‘абд шамс — ‘Абдуррахмана ибн Самуру и ‘Абдуллаха ибн ‘Амира ибн Курайза. [Му’авия] сказал [им]: “Идите к этому мужчине, предложите ему [мир], поговорите с ним и обратитесь к нему с просьбой”, поэтому они пошли к Хасану ибн ‘Али, зашли к нему, поговорили с ним и обратились к нему с просьбой. Хасан же сказал им обеим: “Мы, потомки ‘Абд аль-Мутталиба, имеем это имущество, и поистине, эта община бесчинствовало в её крови”. Они же сказали: “Воистину, [Му’авия] предлагает тебе то-то и то-то, обращается к тебе с просьбой и испрашивает у тебя”. Он сказал: “Кто же поручится мне за это?”. Они сказали: “Мы поручимся тебе за это”. И что бы [Хасан] не спрашивал у них, они говорили: “Мы поручимся тебе за это”, поэтому [Хасан] заключил мир с [Му’авией]. Сказал аль-Хасан [аль-Басри, передатчик хадиса]: “Я слышал, как Абу Бакра говорил: “Я видел [находившегося] на минбаре Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рядом с которым [стоял] Хасан ибн ‘Али, и [Пророк] смотрел то на людей, то на [Хасана], говоря: “Поистине, этот мой сын является господином, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман”».

📚См. «Сахих» аль-Бухари (2704).

На ислам Му’авии указывают и другие достоверные хадисы, которые мы приведем ниже в контексте других его достоинств.


2. Его родство с Посланником Аллаха

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Умм Хабибе, дочери Абу Суфьяна, которая является родной сестрой Му’авии ибн Абу Суфьяна.

Таким образом, Му’авия является шурином самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, через его брачные узы с его сестрой.

• Привёл имам Ибн Аби ‘Асым (ум. 287 г.х.):

 حَدَّثَنَا أَبُو سَلَمَةَ يَحْيَى بْنُ خَلَفٍ، نا عَبْدُ الْأَعْلَى، عَنِ الْجَرِيرِيِّ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ بُرَيْدَةَ، قَالَ: قَالَ مُعَاوِيَةُ: أَمَا إِنَّكُمْ لَا تَجِدُونَ رَجُلًا مَنْزِلَتُهُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، مَنْزِلَتِي أَقَلَّ حَدِيثًا عَنْهُ، إِنِّي كُنْتُ خَتَنَهُ وَكُنْتُ فِي كِتَابِهِ، وَكُنْتُ أُرَحِّلُ لَهُ رَاحِلَتَهُ

«Передал нам Абу Саляма Яхъя ибн Халяф: передал нам ‘Абд аль-А’ля: от аль-Джарири: от ‘Абдуллаха ибн Бурайды, что Му’авия говорил: “Что касается вас, то вы не найдете человека, который занимал при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такое же положение как и я, [но чтобы] он передал меньше всего хадисов от него. Хотя, воистину, я был его шурином,  его писарем и вез ему его верблюда”».

📚См. «аль-Ахад уа-ль мусанна» (518).

Это несомненно является достоинством для Му’авии, ибо кто из нас не захотел бы породниться с самим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует?


3. Его сподвижничество

Достоинство быть сподвижником закреплено многочисленными аятами Корана и хадисами Сунны.

• Всевышний Аллах подчёркивает, что все сподвижники попадут в Рай, как те, которые приняли Ислам до покорения Мекки, так и те, кто сделал это после, как Му’авия:

«Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы над Меккой. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете».

📚Коран 57:10.

И Му’авия входит в число тех, кто сражался на пути Аллаха после покорения Мекки, поэтому обещание Аллаха «наилучшего», а это Рай, относится и к Му’авии.

• Всевышний Аллах подчёркивает, что избрал всех сподвижников:

«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима. Аллах нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он — ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!».

📚Коран 22:78.

• Привёл имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):

حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ بِشْرٍ، حَدَّثَنَا الْمُعَافَى، عَنْ عُثْمَانَ بْنِ الأَسْوَدِ، عَنِ ابْنِ أَبِي مُلَيْكَةَ، قَالَ أَوْتَرَ مُعَاوِيَةُ بَعْدَ الْعِشَاءِ بِرَكْعَةٍ وَعِنْدَهُ مَوْلًى لاِبْنِ عَبَّاسٍ، فَأَتَى ابْنَ عَبَّاسٍ فَقَالَ دَعْهُ، فَإِنَّهُ صَحِبَ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم

«Передал нам аль-Хасан ибн Бишр: передал нам аль-Му’афи: от ‘Усмана ибн аль-Асвада: от Ибн Аби Муляйки, что он сказал: “Му’авия совершил витр одним рака’атом после ночной молитвы, и [в это время] у него присутствовал вольноотпущенник Ибн ‘Аббаса. Затем пришёл Ибн ‘Аббас, [и его вольноотпущенник рассказал ему об этом], на что [Ибн ‘Аббас] сказал: “Оставь его, ибо он — сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”».

📚См. «Сахих» аль-Бухари (3764).


4. Человек, записывавший откровения

Му’авия был писарем Пророка, который наряду с другими вещами записывал откровения Всевышнего, ниспосланные Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

• Привёл хафиз аль-Бейхакы (ум. 458 г.х.):

أَخْبَرَنَاهُ أَبُو عَبْدِ اللهِ الْحَافِظُ، حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ حَمْشَادَ، حَدَّثَنَا هِشَامُ بْنُ عَلِيٍّ، حَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ إِسْمَاعِيلَ، حَدَّثَنَا أَبُو عَوَانَةَ، عَنْ أَبِي حَمْزَةَ، قَالَ: سَمِعْتُ ابْنَ عَبَّاسٍ، قَالَ: كُنْتُ أَلْعَبُ مَعَ الْغِلْمَانِ فَإِذَا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلم قَدْ جَاءَ فَقُلْتُ: مَا جَاءَ إِلَّا إِلَيَّ فَاخْتَبَأْتُ عَلَى بَابِ فَجَاءَ فَحَطَأَنِي حَطْأَةً فَقَالَ: «اذْهَبْ فَادْعُ لِي مُعَاوِيَةَ» وَكَانَ يَكْتُبُ الْوَحْيَ قَالَ: فَذَهَبْتُ فَدَعَوْتُهُ لَهُ فَقِيلَ: إِنَّهُ يَأْكُلُ، فَأَتَيْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَخْبَرْتُهُ فَقَالَ: «فَاذْهَبْ فَادْعُهُ» فَأَتَيْتُهُ فَقِيلَ: إِنَّهُ يَأْكُلُ، فَأَتَيْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَخْبَرْتُهُ فَقَالَ فِي الثَّالِثَةِ: «لَا أَشْبَعَ اللهُ بَطْنَهُ» ، قَالَ: فَمَا شَبِعَ بَطْنُهُ» ، قَالَ: فَمَا شبع بَطْنُهُ أَبَدًا

«Сообщил нам хафиз Абу ‘Абдуллах: передал нам ‘Али ибн Хамшад: передал нам Хишам ибн ‘Али: передал нам Муса ибн Исма’иль: от Абу ‘Ауаны: от Абу Хамзы, что он сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Аббас говорил: “Однажды я игрался с двумя мальчикам, и когда пришёл Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я сказал [себе]: “Он пришёл лишь ко мне”, поэтому я спрятался за дверью, а он ударил меня по спине, и сказал: “Иди и позови мне Му’авию”, ибо он записывал откровение. Я пошёл и позвал его, но [мне] сказали: “Он кушает”. Я пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил ему об этом, на что он сказал: “Иди и позови его”, поэтому я пошел [и позвал его], но [мне] сказали: “Он кушает”. Я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил ему об этом. На третий же раз он сказал: “Да не насытит Аллах его живот!”, поэтому его живот не насытился. [Передатчик хадиса] сказал: “Его живот больше никогда не насыщался”».

📚См. «Даляиль ан-нубува» (6/243).

• Сказал хафиз аз-Захаби (ум. 748 г.х.):

وَقَدْ صَحَّ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: كُنْتُ أَلْعَبُ، فَدَعَانِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَالَ: ادْعُ لِي مُعَاوِيَةَ وَكَانَ يَكْتُبُ الْوَحْيَ 

«Достоверно от Ибн ‘Аббаса, что он сказал: “Однажды я игрался и тогда меня позвал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Позови мне Му’авию”, ибо он записывал откровение”».

📚См. «Тарих уль-ислям» (2/540).

И то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, доверял Му’авии запись откровения является указанием на его правдивость и честность.

И каждый раз, когда кто-то читает ту часть Корана, которую записал Му’авия, он получает награду за неё.

Всё вышеперечисленное является несомненным достоинством.

Что касается ду’а Посланника Аллаха: “Да не насытит Аллах его живот”, то Посланник Аллаха сказал это по причине того, что разозлился на то, что его шурин не ответил на его зов триджы из-за того, что ел, поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, эти слов.

Это ошибка со стороны Му’авии, но даже это стало очищением для него и милостью.

Ведь сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просил Всевышнего сделать такие слова, выходящие из его уст в адрес мусульман, милостью и очищением.

• Привёл имам Муслим (ум. 261 г.х.):

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ نُمَيْرٍ، حَدَّثَنَا أَبِي، حَدَّثَنَا الأَعْمَشُ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: اللَّهُمَّ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ فَأَيُّمَا رَجُلٍ مِنَ الْمُسْلِمِينَ سَبَبْتُهُ أَوْ لَعَنْتُهُ أَوْ جَلَدْتُهُ فَاجْعَلْهَا لَهُ زَكَاةً وَرَحْمَةً

«Передал нам Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Нумейр: передал нам мой отец: передал нам аль-А’маш: от Абу Салиха: от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “О Аллах, я всего лишь человек! И кого бы из мусульман я не обругал, проклял или высек, сделай это для него очищением и милостью”».

📚См. «Сахих» Муслима (2601).


5. Его джихад

Му’авия был храбрым воином, который участвовал во многих сражениях ради распространения Ислама.

1. Историки упоминают, что он участвовал в битвах при Хунейне и Таифе вместе со своим отцом Абу Суфьяном, а после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он участвовал в сражениях с вероотступниками и лжепророками.

2. Во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, Му’авия был отправлен в Шам в рядах войск. Там он проявил себя как бравый воин, имеющий лидерские качества.

3. Во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах, Му’авия был назначен в качестве наместника над некоторыми территориям Шама после кончины своего родного брата Язида ибн Абу Суфьяна.

4. Му’авия делал свою работу крайне успешно. Например, достоверно известно, что именно он возглавил сражение, в результате которого была захвачена Палестинская Кесария.

• Передал имам Ибн Аби ‘Асым (ум. 287 г.х.):

حَدَّثَنَا عَمْرُو بْنُ عُثْمَانَ، نا الْوَلِيدُ بْنُ مُسْلِمٍ، نا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الْعَلَاءِ، قَالَ: ثُغِرَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ حَائِطِ قِيسَارِيَّةِ فِلَسْطِينَ ثُغْرَةٍ فَتَحَامَاهَا النَّاسُ، فَكَتَبَ عُمَرُ، إِلَى مُعَاوِيَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، بِتَوَلِّيهِ قِتَالَهَا فَتَنَاوَلَ اللِّوَاءَ، وَأَنْهَضَ النَّاسَ، وَتَبِعُوهُ فَرَكَزَ لِوَاءَهُ فِي الثُّغْرَةِ فَقَالَ: أَنَا ابْنُ عَنْبَسَةَ. يُرِيدُ الْأَسْد

«Передал нам ‘Амр ибн ‘Усман: передал нам аль-Валид ибн Муслим: передал нам ‘Абдуллах ибн аль-‘Аля, который сказал: “Мусульмане пробили брешь в стенах Палестинской Кесарии, а потом стали в оборонительную позицию. Тогда ‘Умар написал Му’авии, да будет доволен ими Аллах, чтобы он возглавил сражение, поэтому [Му’авия] взял знамя, а люди встали и последовали за ним. Он направил своё знамя на брешь и сказал: “Я сын льва”».

📚См. «аль-Ахад уа-ль мусанна» (564). Иснад достоверный.

5. Во время правления ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, его полномочия были расширены, и он стал наместником всего Шама.

6. Именно в это время Му’авия построил флот и повел мусульман в первый морской поход, который закончился захватом Кипра, о чём мы поговорим в следующем пункте.

7. Во время своего правления, в 49 или 51 году по хиджре, Му’авия отправил армию мусульман под предводительством своего сына Язида, чтобы они совершили попытку захвата Константинополя. В этом походе участвовали такие сподвижники, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр и Абу Аюб аль-Ансари. Последний был похоронен под стенами Константинополя, как это известно.

• Привёл имам Ибн Аби ‘Асым (ум. 287 г.х.):

حَدَّثَنَا ابْنُ أَبِي عُمَرَ، ثنا سُفْيَانُ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنْ عَطَاءِ بْنِ يَزِيدَ قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا أَيُّوبَ الْأَنْصَارِيَّ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ وَكَانَ يَزِيدُ غَزَا فِي الْبَحْرِ فَغَزَا مَعَهُ أَبُو أَيُّوبَ 

قَالَ أَبُو بَكْرٍ الْقَاضِي: وَغَزَا يَزِيدُ بْنُ مُعَاوِيَةَ فِي سَنَةِ إِحْدَى وَخَمْسِينَ الصَّائِفَةَ حَتَّى بَلَغَ الْقُسْطَنْطِينِيَّةَ فَبَلَغَ الْقُسْطَنْطِينِيَّةَ وَأَخَذَ بِحَلْقَتِهَا وَمَاتَ أَبُو أَيُّوبَ وَأَوْصَاهُ أَبُو أَيُّوبَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنْ يَدْفِنَهُ فِي أَصْلِ مَدِينَةِ الْقُسْطَنْطِينِيَّةِ فَدَفَنَهُ يَزِيدُ فِي أَصْلِهَا ومما أسند

«Передал нам Ибн Аби ‘Умар: передал нам Суфьян: от аз-Зухри: от ‘Ата ибн Язида, что он сказал: “Я слышал [хадисы от] Абу Аюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах. Язид совершил морской поход и с ним совершил поход Абу Аюб”.

Сказал кады Абу Бакр: “Язид ибн Му’авия совершил поход в 51 году в ас-Саифу пока не достиг Константинополя. Достигнув же Константинополя, он осадил его. Абу Аюб умер [во время осады] и завещал похоронить его в основании города, поэтому Язид похоронил Абу Аюба, да будет доволен им Аллах, в его основании”».

📚См. «аль-Ахад уа-ль мусанна» (1878). 

8. Помимо всего этого во время Му’авии были успешные завоевания многих земель Африки, Армении, земель Хорасана и других. И если начать всё это перечислять, то на это уйдёт очень много времени, поэтому ограничимся тем, что упомянуто, ибо из этого видно, каким грамотным и умелым правителем был Му’авия, да будет доволен им Аллах, и как он старался распространить Ислам и вести джихад на пути Аллаха.

Никто не станет отрицать, что лицемер не стал бы совершать подобное, а наоборот воспользовался бы всеми возможными средствами, чтобы ослабить государство мусульман, как у него был шанс заключить союз с византийским царём против ‘Али, да будет доволен им Аллах, однако он не стал этого делать и неизвестно ничего подобного от него.


6. Человек, осуществивший первый
джихад по морю, и обрадованный Раем

Известно, что Му’авия ибн Абу Суфьян — человек, построивший флот для исламской армии и первый, кто повел мусульман на джихад по морю. 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовал Раем за этих людей.

• Привёл имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):

حَدَّثَنِي إِسْحَاقُ بْنُ يَزِيدَ الدِّمَشْقِيُّ، حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ حَمْزَةَ، قَالَ حَدَّثَنِي ثَوْرُ بْنُ يَزِيدَ، عَنْ خَالِدِ بْنِ مَعْدَانَ، أَنَّ عُمَيْرَ بْنَ الأَسْوَدِ الْعَنْسِيَّ، حَدَّثَهُ أَنَّهُ، أَتَى عُبَادَةَ بْنَ الصَّامِتِ وَهْوَ نَازِلٌ فِي سَاحِلِ حِمْصَ، وَهْوَ فِي بِنَاءٍ لَهُ وَمَعَهُ أُمُّ حَرَامٍ، قَالَ عُمَيْرٌ فَحَدَّثَتْنَا أُمُّ حَرَامٍ أَنَّهَا سَمِعَتِ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ: أَوَّلُ جَيْشٍ مِنْ أُمَّتِي يَغْزُونَ الْبَحْرَ قَدْ أَوْجَبُوا. قَالَتْ أُمُّ حَرَامٍ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَنَا فِيهِمْ. قَالَ: أَنْتِ فِيهِمْ ثُمَّ قَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم: أَوَّلُ جَيْشٍ مِنْ أُمَّتِي يَغْزُونَ مَدِينَةَ قَيْصَرَ مَغْفُورٌ لَهُمْ “. فَقُلْتُ أَنَافِيهِمْ يَا رَسُولَ اللَّهِ. قَالَ ” لاَ

«Передал мне Исхак ибн Язид ад-Димашки: передал нам Яхъя ибн Хамза, который сказал: передал мне Саур ибн Язид: от Халида ибн Ма’дана, что ‘Умейр ибн аль-Асвад аль-‘Анси сообщил ему, что он пришёл к ‘Убаде ибн ас-Самиту, а он жил в своём доме на побережье Хомса вместе с Умм Харам: «Умм Харам сообщила нам, что она слышала, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Первые из моей общины, которые примут участие в морском военном походе, обязали для себя [Рай]». Умм Харам сказала: «Я спросила: “О Посланник Аллаха, буду ли и я среди них?”. Он сказал: “Ты будешь среди них”. А потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Первым из моей общины, которые примут участие в военном походе на город императора, простятся [их грехи]”. Я спросила: “Буду ли и я среди них, о Посланник Аллаха?” — [и на этот раз] он сказал: “Нет”».

📚См. «Сахих» аль-Бухари (2924).

И известно, что Умм Харам бинт Мильхан скончалась именно в морском военном походе под предводительством Му’авии ибн Абу Суфьяна, как это передал также имам аль-Бухари со слов Анаса ибн Малика:

فَخَرَجَتْ مَعَ زَوْجِهَا عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ غَازِيًا أَوَّلَ مَا رَكِبَ الْمُسْلِمُونَ الْبَحْرَ مَعَ مُعَاوِيَةَ

«Позже она вышла в поход со своим мужем, ‘Убадой ибн ас-Самитом, когда мусульмане впервые отплыли по морю вместе с Му’авией».

📚См. «Сахих» аль-Бухари (2799, 2800).

• Имам Абу Дауд (ум. 275 г.х.) добавил:

وَمَاتَتْ بِنْتُ مِلْحَانَ بِقُبْرُصَ 

«И умерла дочь Мильхана на Кипре».

📚См. «Сунан» Абу Дауда (2491).

• Сказал имам, историк Абу Джа’фар ат-Табари (ум. 310 г.х.):

ولما غزا مُعَاوِيَة قبرس، صالح أهلها- فِيمَا حَدَّثَنِي عَلِيُّ بْن سهل، قَالَ: حَدَّثَنَا الْوَلِيد بن مسلم، قَالَ: أَخْبَرَنِي سُلَيْمَان بن أبي كريمة والليث بن سَعْدٍ وغيرهما من مشيخة ساحل دمشق، أن صلح قبرس وقع عَلَى جزية سبعة آلاف دينار يؤدونها إِلَى الْمُسْلِمِينَ فِي كل سنة، ويؤدون إِلَى الروم مثلها، ليس لِلْمُسْلِمِينَ أن يحولوا بينهم وبين ذَلِكَ، عَلَى أَلا يغزوهم وَلا يقاتلوا من وراءهم ممن أرادهم من خلفهم، وعليهم أن يؤذنوا الْمُسْلِمِينَ بمسير عدوهم من الروم إِلَيْهِم، وعلى أن يبطرق إمام الْمُسْلِمِينَ عَلَيْهِم مِنْهُمْ

«Когда Му’авия завоевал Кипр, он заключил перемирие с его жителями. Согласно тому, что передал мне ‘Али ибн Сахль: передал нам аль-Валид ибн Муслим, который сказал: сообщил нам Сулейман ибн Аби Карима, Лейс ибн Са’д и другие шейхи побережья Дамаска: “Кипрское перемирие состояло из джизьи в 7000 динаров, которую они выплачивали мусульманам каждый год. Они выплачивали римлянам столько же, однако мусульмане не должны были вмешиваться в то, что между ними. Более того, [мусульмане] не должны были совершать набеги или сражаться за их спиной с теми, кто искал защиты у них. [Киприоты] же должны были сообщать мусульманам о походе их врага из числа римлян на них, и должны были [согласится] на то, что имам мусульман [лично] назначит им патриарха из их числа”».

📚См. «Тарих ар-русуль уа-ль мулюк» (4/262).

Таким образом, все участники этого первого успешного морского военного похода на Кипр, включая Му’авию, который его возглавил, обязали себя Раем.


7. Его фихк и богобоязненность

Му’авия был факихом и очень набожным человеком со многими благородными качествами, как кроткость, щедрость и страх перед Всевышним, которые передаются от разных сподвижников и табиинов.

• Привёл имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):

حَدَّثَنَا ابْنُ أَبِي مَرْيَمَ، حَدَّثَنَا نَافِعُ بْنُ عُمَرَ، حَدَّثَنِي ابْنُ أَبِي مُلَيْكَةَ، قِيلَ لاِبْنِ عَبَّاسٍ هَلْ لَكَ فِي أَمِيرِ الْمُؤْمِنِينَ مُعَاوِيَةَ، فَإِنَّهُ مَا أَوْتَرَ إِلاَّ بِوَاحِدَةٍ. قَالَ إِنَّهُ فَقِيهٌ

«Передал нам Ибн Аби Марьям: передал нам Нафи’ ибн ‘Умар: передал мне Ибн Аби Муляйка, что Ибн ‘Аббасу сказали: “Ты слышал о повелителе правоверных Му’авии? Воистину, он не совершает витр, кроме как одним [рака’атом]!”, на что [Ибн ‘Аббас] сказал: “Воистину, он — факих”».

📚См. «Сахих» аль-Бухари (3765).

• Привёл имам ат-Табарани (ум. 287 г.х.):

حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ يَحْيَى بْنِ حَمْزَةَ الدِّمَشْقِيُّ، ثنا أَبُو مُسْهِرٍ، ثنا سَعِيدُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ، عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ عُبَيْدِ اللَّهِ، عَنْ قَيْسِ بْنِ الْحَارِثِ، عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ، قَالَ: مَا رَأَيْتُ أَحَدًا بَعْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَشْبَهَ صَلَاةً بِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ أَمِيرِكُمْ هَذَا يَعْنِي مُعَاوِيَةَ

«Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Яхъя ибн Хамза ад-Димашки: передал нам Абу-ль Мусхир: передал нам Са’ид ибн ‘Абд аль-‘Азиз: от Исма’иля ибн ‘Убайдуллаха: от Кайса ибн аль-Хариса: от Абу-д Дарды, что он сказал: “Я не видел никого после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чья молитва походила бы на [молитву] Посланника Аллаха больше, что этот ваш правитель”, т.е. Му’авия».

📚См. «Муснад аш-шамийин» (282).

• Сказал Нур уд-Дин аль-Хейсами (ум. 807 г.х.):

رَوَاهُ الطَّبَرَانِيُّ، وَرِجَالُهُ رِجَالُ الصَّحِيحِ غَيْرَ قَيْسِ بْنِ الْحَارِثِ الْمَذْحِجِيِّ، وَهُوَ ثِقَةٌ

«Это передал ат-Табарани и его передатчики — передатчики «Сахиха», кроме Кайса ибн аль-Хариса аль-Мазхиджи, а он — надёжный передатчик».

📚См. «Маджма’ аз-заваид» (9/357).

• Привёл имам Муслим (261 г.х.):

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ، حَدَّثَنَا مَرْحُومُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ، عَنْ أَبِي نَعَامَةَ السَّعْدِيِّ، عَنْ أَبِي عُثْمَانَ، عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ، قَالَ خَرَجَ مُعَاوِيَةُ عَلَى حَلْقَةٍ فِي الْمَسْجِدِ فَقَالَ مَا أَجْلَسَكُمْ قَالُوا جَلَسْنَا نَذْكُرُ اللَّهَ . قَالَ آللَّهِ مَا أَجْلَسَكُمْ إِلاَّ ذَاكَ قَالُوا وَاللَّهِ مَا أَجْلَسَنَا إِلاَّ ذَاكَ . قَالَ أَمَا إِنِّي لَمْ أَسْتَحْلِفْكُمْ تُهْمَةً لَكُمْ وَمَا كَانَ أَحَدٌ بِمَنْزِلَتِي مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم أَقَلَّ عَنْهُ حَدِيثًا مِنِّي وَإِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم خَرَجَ عَلَى حَلْقَةٍ مِنْ أَصْحَابِهِ فَقَالَ ” مَا أَجْلَسَكُمْ ” . قَالُوا جَلَسْنَا نَذْكُرُ اللَّهَ وَنَحْمَدُهُ عَلَى مَا هَدَانَا لِلإِسْلاَمِ وَمَنَّ بِهِ عَلَيْنَا . قَالَ ” آللَّهِ مَا أَجْلَسَكُمْ إِلاَّ ذَاكَ ” . قَالُوا وَاللَّهِ مَا أَجْلَسَنَا إِلاَّ ذَاكَ . قَالَ ” أَمَا إِنِّي لَمْ أَسْتَحْلِفْكُمْ تُهْمَةً لَكُمْ وَلَكِنَّهُ أَتَانِي جِبْرِيلُ فَأَخْبَرَنِي أَنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يُبَاهِي بِكُمُ الْمَلاَئِكَةَ ” .

«Передал нам Абу Бакр ибн Аби Шейба: передал нам Мархум ибн ‘Абд аль-‘Азиз: от Абу На’амы ас-Са’ди: от Абу ‘Усмана: от Абу Са’ида аль-Худри, что он сказал: «Однажды Му’авия подошёл к кружку [людей, сидевших] в мечети, и спросил [их]: «Что заставляет вас сидеть здесь?». Они ответили: «Мы [собрались, чтобы] поминать Аллаха». Он спросил: «[И вы можете] поклясться Аллахом, что вас заставляет сидеть здесь только это?». Они сказали: «Нас [действительно] не заставляет сидеть здесь ничто, кроме этого!». Тогда он сказал: «Поистине, я попросил вас поклясться не потому, что подозреваю вас [в чём-то]. [Дело в том, что] никто из занимавших при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такое же положение, как и я, не рассказывал о нём [людям] меньше меня. Воистину, [однажды] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к кружку своих сподвижников и спросил: «Что заставляет вас сидеть здесь?». Они ответили: «Мы [собрались, чтобы] поминать Аллаха и воздавать Ему хвалу за то, что Он привёл нас к исламу и даровал его нам». [Пророк] спросил: «[И вы можете] поклясться Аллахом, что вас заставляет сидеть здесь только это?». Они сказали: «Клянёмся Аллахом, только это и заставило нас». Тогда [Пророк] сказал: «Поистине, я попросил вас поклясться не потому, что подозреваю вас [в чём-то], но ко мне явился Джибриил и сообщил мне, что Аллах гордиться вами перед ангелами».

• Привёл имам Ахмад (ум. 251 г.х.):

حَدَّثَنَا أَبُو عَمْرٍو مَرْوَانُ بْنُ شُجَاعٍ الْجَزَرِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا خُصَيْفٌ، عَنْ مُجَاهِدٍ، وَعَطَاءٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، أَنَّ مُعَاوِيَةَ، أخْبَرَهُ: أَنَّهُ رَأَى رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَصَّرَ مِنْ شَعَرِهِ بِمِشْقَصٍ فَقُلْنَا لِابْنِ عَبَّاسٍ: مَا بَلَغَنَا هَذَا إِلَّا عَنْ مُعَاوِيَةَ، فَقَالَ: مَا كَانَ مُعَاوِيَةُ عَلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُتَّهَمًا

«Передал нам Абу ‘Амр Марван ибн Шуджа’ аль-Джазари, который сказал: передал нам Хусайф: от Муджахида и ‘Ата: от Ибн ‘Аббас, что Му’авия сообщил ему, что он видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, состриг часть из своих волос с помощью острой стрелы. Мы сказали Ибн ‘Аббасу: “До нас это не дошло, кроме как от Му’авии”, на что он сказал: “Му’авия [никогда] не был обвинен относительно Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!”».

📚См. «Муснад» Ахмада (16863). Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хорошим.

• Привёл имам Абу Дауд (ум. 275 г.х.):

حَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ إِسْمَاعِيلَ، حَدَّثَنَا حَمَّادٌ، عَنْ حَبِيبِ بْنِ الشَّهِيدِ، عَنْ أَبِي مِجْلَزٍ، قَالَ خَرَجَ مُعَاوِيَةُ عَلَى ابْنِ الزُّبَيْرِ وَابْنِ عَامِرٍ فَقَامَ ابْنُ عَامِرٍ وَجَلَسَ ابْنُ الزُّبَيْرِ فَقَالَ مُعَاوِيَةُ لاِبْنِ عَامِرٍ اجْلِسْ فَإِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ: مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَمْثُلَ لَهُ الرِّجَالُ قِيَامًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ 

«Передал нам Муса ибн Исма’иль: передал нам Хаммад: от Хабиба ибн аш-Шахида: от Абу Миджляза, который сказал: “Му’авия вышел к Ибн аз-Зубайру и Ибн ‘Амиру, и тогда Ибн ‘Амир встал, а Ибн аз-Зубайр [продолжал] сидеть. [Увидев это,] Му’авия сказал Ибн ‘Амиру: “Сядь, ибо, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Пусть тот, кто любит, чтобы перед ним вставали люди, приготовится занять свое место в Огне!”».

📚См. «Сунан» Абу Дауда (5229). Иснад достоверный.

• Привёл имам ат-Тирмизи (ум. 279 г.х.) в своём «Сунане» очень длинный хадис со слов Абу Хурайры, где Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывает о трёх людях — чтеце Корана, богаче и муджахиде, — с которых Всевышний Аллах начнёт спрос в Судный День и разожжёт ими Огонь Ада за их лицемерие и показуху.

Один из передатчиков этого хадиса, аль-Валид ибн ‘Усман аль-Мадаини говорит после изложения Абу Хурайры:

فَأَخْبَرَنِي عُقْبَةُ بْنُ مُسْلِمٍ أَنَّ شُفَيًّا هُوَ الَّذِي دَخَلَ عَلَى مُعَاوِيَةَ فَأَخْبَرَهُ بِهَذَا . قَالَ أَبُو عُثْمَانَ وَحَدَّثَنِي الْعَلاَءُ بْنُ أَبِي حَكِيمٍ أَنَّهُ كَانَ سَيَّافًا لِمُعَاوِيَةَ فَدَخَلَ عَلَيْهِ رَجُلٌ فَأَخْبَرَهُ بِهَذَا عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ فَقَالَ مُعَاوِيَةُ قَدْ فُعِلَ بِهَؤُلاَءِ هَذَا فَكَيْفَ بِمَنْ بَقِيَ مِنَ النَّاسِ ثُمَّ بَكَى مُعَاوِيَةُ بُكَاءً شَدِيدًا حَتَّى ظَنَنَّا أَنَّهُ هَالِكٌ وَقُلْنَا قَدْ جَاءَنَا هَذَا الرَّجُلُ بِشَرٍّ ثُمَّ أَفَاقَ مُعَاوِيَةُ وَمَسَحَ عَنْ وَجْهِهِ وَقَالَ صَدَقَ اللَّهُ وَرَسُولُهُْ : (مَنْ كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لاَ يُبْخَسُونَ أُولَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ إِلاَّ النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُوا فِيهَا وَبَاطِلٌ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ)

«‘Укба ибн Муслим сообщил мне, что Шуфаий был тем, кто зашёл к Му’авии и сообщил ему этот [хадис]. Абу ‘Усман сказал: “Сообщил мне аль-‘Аля ибн Аби Хаким, что он был палачом у Му’авии, и что однажды к нему зашёл некий мужчина и рассказал ему этот [хадис] от Абу Хурайры, и тогда Му’авия сказал: “Если так поступили с этими, то что будет с остальными людьми!?”. Затем Му’авия стал так сильно плакать, что мы подумали, что он умрёт, и сказали: “Этот человек принёс [с собой] зло!”. Затем Му’авия пришёл в себя, и протерев своё лицо, сказал: “Правду сказали Аллах и Его Посланник: {Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния}”».

📚См. «Сунан» ат-Тирмизи (2382). Достоверный хадис.

• Привёл имам ‘Абдурраззак ас-Сан’ани (ум. 211 г.х.):

أَخْبَرَنَا مَعْمَرٌ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنْ حُمَيْدِ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، قَالَ: حَدَّثَنِي الْمِسْوَرُ بْنُ مَخْرَمَةَ، أَنَّهُ وَفَدَ عَلَى مُعَاوِيَةَ، قَالَ: فَلَمَّا دَخَلْتُ عَلَيْهِ – حَسِبْتُ أَنَّهُ قَالَ: سَلَّمْتُ عَلَيْهِ – ثُمَّ ⦗٣٤٥⦘ قَالَ: «مَا فَعَلَ طَعْنُكَ عَلَى الْأَئِمَّةِ يَا مِسْوَرُ؟» قَالَ: قُلْتُ: ارْفُضْنَا مِنْ هَذَا، أَوْ أَحْسِنْ فِيمَا قَدِمْنَا لَهُ، قَالَ: «لَتُكَلِّمَنَّ بِذَاتِ نَفْسِكَ» قَالَ: فَلَمْ أَدَعْ شَيْئًا أَعِيبُهُ بِهِ إِلَّا أَخْبَرْتُهُ بِهِ، قَالَ: «لَا أَبْرَأُ مِنَ الذُّنُوبِ فَهَلْ لَكَ ذُنُوبٌ تَخَافُ أَنْ تَهْلَكَ إِنْ لَمْ يَغْفِرْهَا اللَّهُ لَكَ؟» ، قَالَ: قُلْتُ: نَعَمْ، قَالَ: «فَمَا يَجْعَلُكَ أَحَقَّ بِأَنْ تَرْجُوَ الْمَغْفِرَةَ مِنِّي، فَوَاللَّهِ لَمَا أَلِي مِنَ الْإِصْلَاحِ بَيْنَ النَّاسِ، وَإِقَامَةِ الْحُدُودِ، وَالْجِهَادِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ، وَالْأُمُورِ الْعِظَامِ الَّتِي تُحْصِيهَا أَكْثَرُ مِمَّا تَلِي، وَإِنِّي لَعَلَى دِينٍ يَقْبَلُ اللَّهُ فِيهِ الْحَسَنَاتِ، وَيَعْفُو فِيهِ عَنِ السَّيِّئَاتِ، وَاللَّهِ مَعَ ذَلِكَ مَا كُنْتُ لِأُخَيَّرَ بَيْنَ اللَّهِ وَغَيْرِهِ، إِلَّا اخْتَرْتُ اللَّهَ عَلَى مَا سِوَاهُ» قَالَ: فَفَكَّرْتُ حِينَ قَالَ لِي مَا قَالَ، فَوَجَدْتُهُ قَدْ خَصَمَنِي، فَكَانَ إِذَا ذَكَرَهُ بَعْدَ ذَلِكَ دَعَا لَهُ بِخَيْرٍ

«Сообщил нам Ма’мар: от аз-Зухри: от Хамида ибн ‘Абдуррахмана, который сказал: передал мне аль-Мисвар ибн Махрама, что он прибыл к Му’авии, и сказал: “Когда я зашёл к нему, я поприветствовал его. Затем он сказал: «Почему ты ругаешь правителей, о Мисвар?». Я ответил: «Оставь это!». Он сказал: «Ты непременно поговоришь со мной об этом», поэтому я не оставил ничего, в чём бы не порицал его, кроме как сообщил ему об этом. Он же ответил: «Я не говорю, что я безгрешен. Имеешь ли ты грех, за который ты боишься, что он погубит тебя, если только Аллах не простит его тебе?». Я сказал: «Да». Он же сказал: «И что же дает тебе право считать себя более достойным на прощение, чем я? Клянусь Аллахом, я примирял людей, устанавливал предписанные [шари’атом] наказания, вёл джихад на пути Аллаха, и делал великие вещи, которые если ты сосчитаешь, — больше, чем то, что сделал ты. И поистине, я исповедую религию, в которой Аллах принимает благие дела и прощает грехи. Клянусь Аллахом, вместе с этим, всякий раз, когда мне нужно было выбрать между Аллахом и чем-то иным, то я всегда выбирал Аллаха превыше всего». Я подумал некоторое время над тем, что он сказал мне, и понял, что он одолел меня”. [Передатчик сказал]: “После этого всякий раз, когда [Мисвар] упоминал [Му’авию], то отзывался о нём лишь добром”».

📚См. «аль-Джами’» Ма’мара (20717). Иснад достоверный.

• Привёл имам Ибн Аби ‘Асым (ум. 287 г.х.):

حَدَّثَنَا عَمْرُو بْنُ عُثْمَانَ بْنِ سَعِيدٍ، نا أَبِي، ثنا هَمَّامُ بْنُ مُحَمَّدٍ، عَنِ ابْنِ نِمْرَانَ، عَنْ عُبَادَةَ بْنِ نُسَيٍّ، قَالَ: خَطَبَنَا مُعَاوِيَةُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، عَلَى مِنْبَرِ الصَّنَّبْرَةِ فَنَظَرَ فِي وُجُوهِ الْقَوْمِ، ثُمَّ اسْتَغْفَرَ وَبَكَى وَقَالَ: كَثُرَتِ الْوُجُوهُ، وَقَلَّتِ الْمَعَارِفُ، وَإِنَّمَا النَّاسُ قُرُونٌ وَمِنْ فَنَاءِ الْمَرْءِ فَنَاءُ قَرْنِهِ، لَقَدْ شَهِدَ مَعِي صِفِّينَ عِدَّةٌ مِنْ أَصْحَابِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، مَا أَصْبَحَ عَلَى وَجْهِ الْأَرْضِ مِثْلُ عِدَّتِهِمْ، ثُمَّ نَزَلَ فَتَوَجَّهَ إِلَى دِمَشْقَ فَلَمْ يَلْبَثْ أَنْ مَاتَ رَحِمَهُ اللَّهُ

«Передал нам ‘Амр ибн ‘Усман ибн Са’ид: передал нам мой отец: передал нам Хаммам ибн Мухаммад: от Ибн Нимрана: от ‘Убады ибн Нусайи, что он сказал: “Му’авия, да будет доволен им Аллах, вёл проповедь на минбаре Синабры и посмотрел на лица людей. Затем он попросил прощения [у Аллаха] и заплакал, а затем он сказал: “Как много лиц, и как мало знакомых! Воистину, люди — это лишь поколения. С гибелью человека, умирает и его поколение. Засвидетельствовали со мной Сыффин горстка сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Не обнаружилось на лице земли подобно их числу”. Затем он спустился и направился в Дамаск, и не прошло много времени, как он умер, да  помилует его Аллах».

📚См. «аль-Ахад уа-ль мусанна» (500).

Как мы видим из этих достоверных хадисов, Му’авия был благородным и праведным человеком, который не отрицал собственные грехи и надеялся на прощение Аллаха за них. И вся его жизнь, его правление и даже его мирная смерть является тому свидетельством.

Да помилует его Аллах и простит его грехи, и проклянет рафидитов, которые на него наговаривают!


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *