С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Введение

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ними в благом, вплоть до Судного Дня. Мы свидетельствуем, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник.

Одним из основных убеждений шиитов-рафидитов, как всем известно, является «имамат». Только в отличии от суннитов, шииты подразумевают под этом догматом абсолютно иную вещь. Согласно их воззрениям, имамы — это такая категория людей, которые выше всех пророков и посланников вместе взятых, и без которых небеса и земли не могут существовать. Они обладают абсолютной духовной и бытийной властью, даже если фактический у них нет подобной власти. И в попытке доказать законность такой религиозной концепции в Исламе, они приводят следующий хадис, который встречается в книгах приверженцев Сунны:

حَدَّثَنَا أَسْوَدُ بْنُ عَامِرٍ ، أَخْبَرَنَا أَبُو بَكْرٍ ، عَنْ عَاصِمٍ ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ ، عَنْ مُعَاوِيَةَ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ مَاتَ بِغَيْرِ إِمَامٍ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

 «Передал нам Асуад ибн ‘Амир, сообщил нам Абу Бакр, от ‘Асыма, от Абу Салиха, от Му’авии, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто умер без имама, умер смертью времен невежества».

Этот хадис передал имам Ахмад, и его иснад — хороший, как это сказал шейх Шу’айб аль-Арнаут в “Тахридж аль-‘ауасым” (3/204).

Шииты-рафидиты, как это известно из их манхаджа, берут этот хадис и толкуют их в угоду своих страстей, игнорируя остальные ее версии, которые проливают свет на правильный смысл данных слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.  Они абсолютизируют внешний смысл хадиса, не вдаваясь подробности и делают вывод, что каждый мусульманин, который умер без присяги имаму, умер смертью невежества. 

У шиитов же есть “имам” — это ожидаемый аль-Махди, а вот у приверженцев Сунны нет определенного человека, который является имамом над ними, поэтому каждый суннит умерший в таком состоянии умер смертью невежества. Единственный же выход для приверженцев Сунны, как заявляют рафидиты, — это принять учение шиизма и признать их Махди своим имамом. Только тогда приверженцы Сунны могут избежать того, о чем говорится в хадисе.

Такое понимание хадиса — очень поверхностное и ошибочное, построенное на заведомо ложной предпосылке.

В этой статье, с соизволения Всевышнего, мы постараемся опровергнуть заявление рафидитов, и просветим дорогого читателя в истинном смысле слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А также мы попытаемся доказать, что шиитский аль-Махди не может быть имамом мусульман на данное время, ибо он не соответствует определенным критериям, которым описывается имам мусульман.

Другие версии хадиса

Этот хадис имеет различные версии с разной формулировкой. Чтобы понять его смысл, нам надо собрать все эти версии воедино и только потом делать определенный вывод. Только такой подход является строго научным.

1. Сообщается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ مات وليس عليه إمام جماعة فإن موتته موتة جاهلية

«Кто умер, и нет над ним имама общины (мусульман), то его смерть — это смерть времен невежества» См. «Мустадарак ‘аля ас-сахихайн» (1/150), №259. 

2. Сообщается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

من نزع يدا من طاعة أو فارق الجماعة مات ميتة الجاهلية

«Тот, кто выйдет из повиновения (правителю) или отколется от общины (мусульман), умрет смертью невежества». См. “Муснад” Ахмада (9/23). 

3. Сообщается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

من مات بغير إمام فقد مات ميتة جاهلية ، ومن نزع يده من طاعة جاء يوم القيامة لا حجة له

«Тот, кто умер без имама, умер смертью времен невежества, и тот, кто вышел из под повиновения (правителю), придет в День воскрешения не имея никаких доводов». См. «Хильят уль-аулия» (2/28).

4. Сообщается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ خَلَعَ يَدًا مِنْ طَاعَةٍ لَقِىَ اللَّهَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لاَ حُجَّةَ لَهُ وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِى عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Тот, кто вышел из повиновения (правителю), в День воскрешения встретит Аллаха, не имея никаких доводов (в своё оправдание), а тот, кто умер, не имея на своей шее присягу (правителю), умер смертью времен невежества». См. “Сахих” Муслима (1851).

5. Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ خَرَجَ مِنَ الطَّاعَةِ وَفَارَقَ الْجَمَاعَةَ فَمَاتَ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Кто вышел из повиновения (правителю) и откололся от общины (мусульман), а затем умер, то он умер смертью времен невежества». См. “Сунан” ан-Насаи (4114).

6. Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ رَأَى مِنْ أَمِيرِهِ شَيْئًا فَكَرِهَهُ فَلْيَصْبِرْ ، فَإِنَّهُ لَيْسَ أَحَدٌ يُفَارِقُ الْجَمَاعَةَ شِبْرًا فَيَمُوتُ إِلاَّ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Кто увидит от своего правителя то, что ему не понравится, пусть проявляет терпение, ибо, поистине, любой, кто откололся от общины (мусульман) хотя бы на пядь умрёт смертью времен невежества!». См. “Сахих” аль-Бухари (7143).

Таким образом, если обратить внимание на все версии данного хадиса, становится ясно, что речь идет о повиновении законному исламскому правителю (имаму) и запрету выходить против него, а также вносить раскол среди исламской общины. Когда у мусульман есть легитимный правитель, которому они дали присягу, то не дозволено ни в коем нарушать данную присягу. Это и есть смысл данного хадиса.

Присяга (бай’а) возложена на элиту исламской общины (ахль аль-халь уа-ль ‘акъд), и должна быть дана на основе Корана и Сунны. Что касается простолюдин, то большинство ученых согласны с тем, что присяга данная элитой достаточна для них, поэтому необязательно, чтобы каждый мусульманин приходил к правителю и и лично давал ему присягу. Учитывая еще и то, что простолюдин может быть миллионы в стране, это кажется даже невозможным или же крайне затруднительным процессом. Это мнение передавали Абу Йа’ля в «аль-Му’тамад» (стр. 254) и «Ахкам ас-султания» (стр. 27), а также аль-Маварди в одноименной книге (стр. 15). Несмотря на то, что в этом случае простолюдин не дает прямую присягу, она все равно  возложена на него, поэтому он должен подчиняться правителю в одобряемом и не нарушать присягу.

Далее мы докажем все наши тезисы более подробно, опираясь на доводы.

Как сподвижники понимали слово «имам»?

Опираясь на этот хадис, шииты пытаются аргументировать тем, что под «имамом» в данном случае подразумеваются их 12 имамов, ибо, как известно, у приверженцев Сунны нет единого имама на данное время. Следовательно под «имамом» имеется ввиду непорочный имам, который был назначен на эту должность самим Всевышним Аллахом. Мир якобы не может существовать без имама, и каждый должен в обязательном порядке присягнуть имаму своего времени. Их имам времени на данный момент — это сокрытый 12-ый имам, который на этой должности около 1200 лет. Такая интерпретация хадиса является ложной и нереалистичной.

Ответ на вопрос, кто же подразумевается под «имамом», дал сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, — Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Привел имам аль-Бухари:

حدثنا أبو النعمان حدثنا أبو عوانة عن بيان أبي بشر عن قيس بن أبي حازم قال دخل أبو بكر على امرأة من أحمس يقال لها زينب فرآها لا تكلم فقال ما لها لا تكلم قالوا حجت مصمتة قال لها تكلمي فإن هذا لا يحل هذا من عمل الجاهلية فتكلمت فقالت من أنت قال امرؤ من المهاجرين قالت أي المهاجرين قال من قريش قالت من أي قريش أنت قال إنك لسئول أنا أبو بكر قالت ما بقاؤنا على هذا الأمر الصالح الذي جاء الله به بعد الجاهلية قال بقاؤكم عليه ما استقامت بكم أئمتكم قالت وما الأئمة قال أما كان لقومك رءوس وأشراف يأمرونهم فيطيعونهم قالت بلى قال فهم أولئك على الناس

«Передал нам Абу ан-Ну’ман, передал нам Абу ‘Ауана, от Баяна Аби Бишра, от Къайса ибн Аби Хазима, что он сказал: “Однажды Абу Бакр пришел к женщине из племени Ахмас, которую звали Зейнаб. Он увидел, что она отказывалась разговаривать. Он спросил: “Почему она не разговаривает?”. Ему ответил: “Она вознамерилась совершить хадж молча”. Он сказал ей: “Разговаривай! Поистине, это не дозволено, так как является деянием времен невежества”. И после этого она начала разговаривать. Она спросила: “Кто ты?”. Он ответила: “Мужчина из числа мухаджиров”. Она спросила: “Каких мухаджиров?”. Он ответил: “Из числа курайшитов”. Она спросила: “Из каких курайшитов?”. Он ответил: “Ты задаешь слишком много вопросов. Я – Абу Бакр”. Она спросила: “Как долго мы будет на этом благом деле (т.е. Исламе), которым одарил нас Аллах после времен невежества?”. Он ответил: “Вы будете на этом до тех пор, пока ваши имамы будут придерживаться прямого пути”. Она спросила: “Кто такие имамы?”. Он ответил: “Разве в твоем народе не было глав и руководителей, которые повелевали людям и которым они подчинялись?”. Она ответила: “Да”. Он сказал: “Они и есть те, которые стоят над людьми!”». См. “Сахих” аль-Бухари (3834).

Таким образом, мы выясняем из слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что имам мусульман — это человек имеющий реальную политическую власть, который повелевает что-то и ему подчиняются. Шиитские имамы не подходят под это определение, ибо среди них только ‘Али и Хасан, да будет доволен ими Аллах, имели власть, остальные же имамы, по признанию самих шиитов, вынуждены были всю жизнь жить под страхом убийства, скрывать свою веру, и работать подпольно. Они не имели власти, не повелевали, не вели джихад, не устанавливали наказание над грешниками и т.д.  

Следующие же хадисы опровергают утверждение рафидитов, что имамы мусульман должны быть непорочными и безгрешными:

1.  Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ رَأَى مِنْ أَمِيرِهِ شَيْئًا فَكَرِهَهُ فَلْيَصْبِرْ ، فَإِنَّهُ لَيْسَ أَحَدٌ يُفَارِقُ الْجَمَاعَةَ شِبْرًا فَيَمُوتُ إِلاَّ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Кто увидит от своего правителя то, что ему не понравится, пусть проявляет терпение, ибо, поистине, любой, кто откололся от общины (мусульман) хотя бы на пядь умрёт смертью времен невежества!». См. “Сахих” аль-Бухари (7143), “Сахих” Муслим (1849).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велит терпеть то, что исходит от правителя из числа ошибок и грехов, однако не велит нарушать присягу данную ему или свергать его, и в конце даже делает строгое предостережение, что тот, кто нарушает подчинение, отделяясь от исламской общины, умирает смертью времен невежества!

Это противоречит убеждениям шиитов, что имам мусульман должен быть безгрешным, не совершающим ошибки ни в малом, ни в большом.

2. Сообщается от Хузайфы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: 

يَكُونُ بَعْدِي أَئِمَّةٌ لاَ يَهْتَدُونَ بِهُدَاىَ وَلاَ يَسْتَنُّونَ بِسُنَّتِي وَسَيَقُومُ فِيهِمْ رِجَالٌ قُلُوبُهُمْ قُلُوبُ الشَّيَاطِينِ فِي جُثْمَانِ إِنْسٍ.‏ قَالَ قُلْتُ كَيْفَ أَصْنَعُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنْ أَدْرَكْتُ ذَلِكَ قَالَ تَسْمَعُ وَتُطِيعُ لِلأَمِيرِ وَإِنْ ضُرِبَ ظَهْرُكَ وَأُخِذَ مَالُكَ فَاسْمَعْ وَأَطِعْ

«“Появятся после меня правители, которые не будут следовать моему руководству и моей Сунне, и среди них будут люди с сердцами подобными сердцам шайтанов в облике людей”. Я спросил: “Что же мне делать, о Посланник Аллаха, если я застану это?” Он сказал: “Слушайся и подчиняйся правителю, даже если тебя будут бить по спине и отбирать твоё имущество, слушайся и повинуйся». См. “Сахих” Муслима (1847).

В этом же хадисе, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дает понять, что не все правители мусульман будут праведными, и что среди будут даже тираны, которые будут отбирать имущество людей, однако пока они остаются в лоне Ислама и правят по Книге Аллаха, нельзя выступать против них. Этот хадис также яркое доказательство того, что имамы мусульман — это обычные люди, среди которых могут быть как праведные, так и грешные верующие.

Может ли община остаться без имама?

Одним из основных убеждений рафидитов заключается в том, что земля не может существовать без имама на нем. Привел шиитский мухаддис, аль-Кулейни, в своей книге: 

عن الحسين بن أبي العلاء ، عن أبي عبد الله عليه ‌السلام قال قلت له تبقى الأرض بغير إمام قال لا

«Сообщается от аль-Хасана ибн Аби-ль ‘Аля, что он спросил Абу ‘Абдуллаха, мир ему: “Будет ли существовать земля без имама?”. Он ответил: “Нет”». См. “аль-Кафи” (1/178), №4.

Именно поэтому шииты считают, что каждый человек в обязательном порядке должен иметь имама.

Что касается приверженцев Сунны, то мы говорим, что в исламской общине будут периоды, когда она сплотиться вокруг одного имама, и будут такие времена, когда она будет разрозненной и не будет какого-либо имама. На это указывает хадис, который передается от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который передали аль-Бухари и Муслим:

حَدَّثَنِى أَبُو إِدْرِيسَ الْخَوْلاَنِىُّ أَنَّهُ سَمِعَ حُذَيْفَةَ بْنَ الْيَمَانِ يَقُولُ:  كَانَ النَّاسُ يَسْأَلُونَ رَسُولَ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — عَنِ الْخَيْرِ ، وَكُنْتُ أَسْأَلُهُ عَنِ الشَّرِّ مَخَافَةَ أَنْ يُدْرِكَنِى . فَقُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّا كُنَّا فِى جَاهِلِيَّةٍ وَشَرٍّ ، فَجَاءَنَا اللَّهُ بِهَذَا الْخَيْرِ ، فَهَلْ بَعْدَ هَذَا الْخَيْرِ مِنْ شَرٍّ؟ قَالَ: « نَعَمْ » . قُلْتُ: وَهَلْ بَعْدَ ذَلِكَ الشَّرِّ مِنْ خَيْرٍ ؟ قَالَ: « نَعَمْ ، وَفِيهِ دَخَنٌ » . قُلْتُ: وَمَا دَخَنُهُ ؟ قَالَ: « قَوْمٌ يَهْدُونَ بِغَيْرِ هَدْيِى تَعْرِفُ مِنْهُمْ وَتُنْكِرُ » . قُلْتُ: فَهَلْ بَعْدَ ذَلِكَ الْخَيْرِ مِنْ شَرٍّ؟ قَالَ: « نَعَمْ دُعَاةٌ إِلَى أَبْوَابِ جَهَنَّمَ ، مَنْ أَجَابَهُمْ إِلَيْهَا قَذَفُوهُ فِيهَا ».  قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ صِفْهُمْ لَنَا ، فَقَالَ: « هُمْ مِنْ جِلْدَتِنَا ، وَيَتَكَلَّمُونَ بِأَلْسِنَتِنَا » . قُلْتُ: فَمَا تَأْمُرُنِى إِنْ أَدْرَكَنِى ذَلِكَ ؟ قَالَ: « تَلْزَمُ جَمَاعَةَ الْمُسْلِمِينَ وَإِمَامَهُمْ » . قُلْتُ: فَإِنْ لَمْ يَكُنْ لَهُمْ جَمَاعَةٌ وَلاَ إِمَامٌ ؟ قَالَ: « فَاعْتَزِلْ تِلْكَ الْفِرَقَ كُلَّهَا ، وَلَوْ أَنْ تَعَضَّ بِأَصْلِ شَجَرَةٍ حَتَّى يُدْرِكَكَ الْمَوْتُ وَأَنْتَ عَلَى ذَلِكَ » . 

«Передал мне Абу Идрис аль-Хауляни, что он слышал, как Хузайфа ибн аль-Йаман говорил: «Обычно люди спрашивали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о благом, я же спрашивал его о дурном, опасаясь, что это постигнет меня. (Однажды) я сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам это благо, но придёт ли после этого блага зло?” Он сказал: “Да”. Тогда я спросил: “А придёт ли после этого зла благо?” Он сказал: “Да, но к нему будет примешано и зло”. Я спросил: “В чём же это будет заключаться?” Он сказал: “(Появятся) люди, которые станут руководить (другими) не так, как это делаю я, а вы увидите (их дела) и не одобрите их”. Я спросил: “А придёт ли после этого блага (другое) зло?” Он сказал: “Да, (и этим злом станут) призывающие (людей) к вратам Ада, и тот, кто ответит (на их призывы), будет брошен ими (в Ад)”. Я попросил: “О Посланник Аллаха, опиши их нам”. Он сказал: “Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке”. Я спросил: “Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?” Он сказал: “Не расставайся с группой мусульман и их имамом”. Я спросил: “А что если не будет ни общины мусульман, ни их имама?. Он сказал: “Тогда сторонись всех этих групп, даже если (придётся тебе для этого) вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придёт к тебе смерть!”». См. “Сахих” аль-Бухари (7084), “Сахих” Муслим (1847).

В версии Ибн Аби Шейбы, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: 

فإن رأيت خليفة فألزمه وإن نهك ظهرك ضربا وأخذ مالك، فإن لم يكن خليفة فالهرب

«Если ты увидишь халифа, то следуй за ним, даже если он будет бить тебя по спине! Если же не будет халифа, то убегай!». См. “аль-Мусаннаф” (8/591).

Эти хадисы ясно указывают на то, иногда у общины не будет единого имама, и в таком случае нужно проявлять умеренность и сторониться всяких неясных групп, которые призывают к заблуждению, и убегать от смут.

Таким образом слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто умер без имама, умер смертью времен невежества», применимы только в том случае, если у исламской общины есть законный имам. Если же его нет, то и присяга становиться необязательной.

Чтобы это лучше понять, обратимся к одному хадису, который присутствует в шиитских книгах. Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

من مات بغير وصيّة فقد مات ميتة جاهلية

«Кто умер без завещания, умер смертью времен невежества». См. «Джами’ ахадис аш-ши’а» аль-Буруджарди (стр. 19/168). 

Не следует же понимать из этого хадиса, что каждый мусульманин обязан оставлять завещание без исключений? Ведь есть много случаев, когда это становится необязательным, как например, у мусульманина нет имущества, он бедный; или он живет сам вдали от цивилизации; или у него нет наследников и т.д. 

То есть любому разумному ясно, что этот хадис применим лишь в том случае, если мусульманин способен оставить завещание — у него есть как имущество, так и наследники. В противном же случае, на него не возложена эта обязанность, и если он умрет, то не умрет смертью невежества с соизволения Аллаха.

Это же касается и обсуждаемого хадиса: есть имам — хадис действует, нет имама — хадис не действует.

Что значит «умер смертью невежества»?

Прочитав этот хадис, шииты сделали из него вывод, будто бы под «смертью невежества» подразумевается смерть неверующего или многобожника. И они тем самым хотят доказать древнее хариджитское сомнение, что большие грехи являются неверием. Это абсолютно неправильное понимание хадиса! 

Чтобы понять этот вопрос, мы должны задаться двумя вопросами:

1. Почему Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул именно времена невежества?

2. Является ли выход правителя неверием?

Что касается первого вопроса, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул время невежества, потому что такой человек подобен тому, кто умер во время невежества, ибо одним из отличительных черт людей того времени было то, что они считали неповиновение правителю благородным и правильным поступком. 

Сказал шейх Мухаммад ибн ‘Абд аль-Уаххаб:

أن مخالفة ولي الأمر وعدم الانقياد له فضيلة، والسمع والطاعة ذل ومهانة، فخالفهم رسول الله صلى الله عليه وسلم، وأمر بالصبر على جور الولاة، وأمر بالسمع والطاعة لهم والنصيحة، وغلظ غي ذلك، وأبد أفيه وأعاد. وهذه الثلاث التي جمع بينها فيما ذكر عنه صلى الله عليه وسلم في الصحيحين أنه قال: «إن الله يرضى لكم ثلاثاً: ألا تعبدوا إلا الله، ولا تشركوا به شيئاً، وأن تعتصموا بحبل الله جميعاً ولا تفرقوا، وأن تناصحوا من ولاه أمركم» ولم يقع خلل في دين الناس ودنياهم إلا بسبب الإخلال بهذه الثلاث أو بعضها

«Они (т.е. люди времен невежества) считали что, противоречие правителю и не подчинение ему, есть достоинство, а наоборот послушание и подчинение правителю, есть унижение и позор. И возразил им Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приказал послушание и подчинение правителям, и искреннее отношение им, и был строг в этом завете, и заявил о нем громогласно и много раз повторял его. Вот эти вот три вещи, которые объединил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как это передается в двух «Сахихах» от него, что он сказал: «Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись Аллаху и не придавали Ему в сотоварищи никого; чтобы вы все схватились за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы искренне относились к тем, кого Аллах сделал вашими руководителями». Всякая порча, расстройство, которое возникает в религии людей или в их мирской жизни, возникает по причине нарушения вот этих вот трех вещей, о которых сказано в хадисе или части их». См. “Масаиль аль-джахилия” (стр. 7), вопрос №3.

Поэтому под «смертью времен невежества» не подразумевается смерть в неверии или многобожии. Это лишь сравнение действия такого человека с действием людей времен невежества.

Говорит хафиз Ибн Хаджар:

والمراد بالميتة الجاهلية وهي بكسر الميم حالة الموت كموت أهل الجاهلية على ضلال وليس له إمام مطاع ؛ لأنهم كانوا لا يعرفون ذلك ، وليس المراد أنه يموت كافرا بل يموت عاصيا

«Под “смертью времен невежества” имеется ввиду, что состояние его смерти подобно смерти людей времен невежества, (он умирает) на заблуждении и без имама, которому нужно подчиняться, так как люди невежества не знали подобного. Однако не имеется ввиду, что он умирает неверующим! Нет, он умирает грешником». См. “Фатх аль-бари” (13/5).

Хафиз ан-Науауи говорит в комментарий к обсуждаемому хадису:

أي : على صفة موتهم من حيث هم فوضى لا إمام لهم

«То есть, подобно смерти людей невежества — в анархии и без имама». См. «Шарх Сахих Муслим» (12/238).

Сказал ас-Суюты:

أي كما يموت أهل الجاهلية من الضلال والفرقة

«То есть подобно тому, как умирают люди невежества — в заблуждении и расколе». См. «Шарх Сунан ан-Насаи» (4/124).

Что касается второго вопроса, то выход против правителя не является неверием, так как нет никакого довода на это — ни в Коране, ни в Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как раз таки наоборот, есть доводы, что такие люди не являются неверующими, и это приходит как в книгах приверженцев Сунны, так и в книгах шиитов. Аль-Маджлиси приводит в своей книге:

عن جعفر عن أبيه أن عليا (عليه السلام) كان يقول لأهل حربه: إنا لم نقاتلهم على التكفير لهم ولم نقاتلهم على التكفير لنا ولكنا رأينا أنا على حق ورأوا أنهم على حق.

 «Сообщается от Джа’фара, от его отца, что ‘Али говорил про тех, кто сражался с ним: “Поистине, мы не сражались с ними по причине того, что считали их неверующими, и мы не сражались с ними по причине того, что они считали нас неверующими, однако мы считали, что мы на истине, а они считали, что они на истине”». См. “Бихар аль-ануар” (32/420), №297.

Также:

إن عليا لم يكن ينسب أحدا من أهل حربه إلى الشرك ولا إلى النفاق ولكنه كان يقول: هم إخواننا بغوا علينا

«‘Али не относил никого из тех, с кем сражался ни к многобожию, ни к лицемерию, однако он говорил: “Они наши братья, которые притеснили нас”» См. “Бихар аль-ануар” (32/420), №298.

Также из числа доказательств, что «смерть времен невежества» не подразумевает смерть неверующего, является следующий шиитский хадис, который привел аль-Кулейни:

أبو علي الأشعري ، عن الحسن بن علي الكوفي ، عن العباس بن عامر عن داود بن الحصين ، عن أبي عبد الله عليه ‌السلام قال من شرب مسكرا لم تقبل منه صلاته أربعين يوما فإن مات في الأربعين مات ميتة جاهلية وإن تاب تاب الله عليه

«Сообщается от Абу ‘Али аль-Аш’ари, от аль-Хасан ибн ‘Али аль-Куфи, от аль-‘Аббаса ибн ‘Амира, от Дауда ибн аль-Хусайна, от Абу ‘Абдуллаха, мир ему, что он сказал: “Кто бы не выпил опьяняющий напиток, Аллах не примет его молитву в течение сорока дней. И если он умрет в таком состоянии, то умрет смертью времен невежества. А если он покается, то Аллах примет его покаяние”». См. “аль-Кафи” (12/684). Аль-Маджлиси назвал хадис надежным (муассак) в “Мират аль-укуъль” (22/257).

Насколько нам известно, шииты не считают человека, который пьет алкоголь, неверующим, поэтому становится совершенно ясно, что под «смертью времен невежества» подразумевается не неверие или многобожие, а сравнение со смертью тех, кто умирал во время невежества, так как из отличительных черт людей времен невежества — это употребление опьяняющих напитков.

Таким образом, тот, кто нарушает присягу и умирает, то умирает грешником, но не неверующим.

Ложная версия хадиса, которым аргументируют шииты

Среди всех прочих версии обсуждаемого хадиса, есть один странный со специфичной формулировкой:

من مات ولم يعرف إمام زمانه مات ميتة جاهلية

«Кто умер, не познав имама своего времени, умер смертью невежества».

Этот хадис с такой формулировкой (“не познав имама своего времени”) не имеет никакой основы в книгах приверженцев Сунны, однако он встречается в книгах шиитов

Шейх аль-Альбани, приведя этот хадис, сказал:

لا أصل له بهذا اللفظ. وقد قال الشيخ ابن تيمية: والله ما قاله رسول الله صلى الله عليه وسلم هكذا، وإنما المعروف ما روى مسلم أن ابن عمر قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: ” من خلع يدا من طاعة لقي الله يوم القيامة ولا حجة له، ومن مات وليس في عنقه بيعة مات ميتة جاهلية “، وأقره الذهبي في ” مختصر منهاج السنة ” (ص 2 وكفى بهما حجة، وهذا الحديث رأيته في بعض كتب الشيعة، ثم في بعض كتب القاديانية يستدلون به على وجوب الإيمان بدجالهم ميرزا غلام أحمد المتنبي، ولوصح هذا الحديث لما كان فيه أدنى إشارة إلى ما زعموا، وغاية ما فيه وجوب اتخاذ المسلمين إماما يبايعونه، وهذا حق كما دل عليه حديث مسلم وغيره. ثم رأيت الحديث في كتاب ” الأصول من الكافي ” للكليني من علماء الشيعة رواه (1 / 377) عن محمد بن عبد الجبار عن صفوان عن الفضيل عن الحارث بن المغيرة عن أبي عبد الله مرفوعا، وأبو عبد الله هو الحسين بن علي رضي الله عنهما

«У этого хадиса с такой формулировкой нет никакой основы. Сказал шейх уль-ислям Ибн Таймия: “Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил так. То, что является распространенным — это хадис, передаваемый Муслимом от Ибн ‘Умара, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто вышел из повиновения (правителю), в День воскрешения встретит Аллаха, не имея никаких доводов (в своё оправдание), а тот, кто умер, не имея на своей шее присягу (правителю), умер смертью времен невежества»”. И аз-Захаби согласился с ним в “Мухтасар минхадж ас-сунна” (стр. 2), и эти два ученых — достаточны как довод. И я видел этот хадис в некоторых шиитских книгах, а затем в книгах къадянитов, которые аргументируют им, чтобы доказать необходимость веры в их шарлатана — Мирзы Гулама Ахмада, который выдает себя за пророка! И даже если бы этот хадис был достоверным, то в нем нет и намека на то, о чем они заявляют! В крайнем случае, в нем указание на необходимость присяги тому, кого мусульмане сделали имамом. И это — истина, которую доказывает хадис Муслима и другие. Затем я увидел этот хадис в книге “аль-Усуль мин аль-кафи”, которая принадлежит шиитскому ученому аль-Кулейни. Он передает его (1/377) от Мухаммада ибн ‘Абд аль-Джаббара, от Сафуана, от аль-Фудайля, от аль-Хариса ибн аль-Мугъиры, от Абу ‘Абдуллаха в форме «марфу’». Абу ‘Абдуллах же — это аль-Хусейн ибн ‘Али, да будет доволен ими обоими Аллах». См. “Сильсиля ад-да’ифа” (1/525).

Таким образом, эта версия хадиса с формулировкой «имам времени» имеет свои корни в шиитских книгах, поэтому нет смысл обсуждать достоверность иснада или пытаться растолковать его.

Ахлю-ль бейт отвергали убеждение шиитов

Интересно отметить то, что как в суннитских, так и в шиитских источниках существуют асары от имамов Ахлю-ль бейт, которые отрекались от убеждение шиитов насчет «имамата» и заявляли о своей непричастности к ней.

Привел Ибн Са’д в своей книге:

حدثنا محمد بن عاصم حدثنا شبابة بن سوار عن الفضيل بن مرزوق قال: سألت عمر بن علي وحسين بن علي عمي جعفر قلت: هل فيكم أهل البيت إنسان مفترضة طاعته تعرفون له ذلك ومن لم يعرف له ذلك فمات مات ميتة جاهلية؟ فقالا: لا والله ما هذا فينا. من قال هذا فينا فهو كذاب. قال فقلت لعمر بن علي: رحمك الله، إن هذه منزلة تزعمون أنها كانت لعلي إن النبي (صلى الله عليه وسلم) أوصى إليه. ثم كانت للحسن إن عليا أوصى إليه. ثم كانت للحسين إن الحسن أوصى إليه. ثم كانت لعلي بن الحسين إن الحسين أوصى إليه، ثم كانت لمحمد بن علي إن عليا أوصى إليه. فقال: والله لمات أبي فما أوصى بحرفين. قاتلهم الله! والله إن هؤلاء إلا متأكلون بنا، هذا خنيس الخرؤ ما خنيس الخرؤ؟ قال قلت: المعلى بن خنيس، قال: نعم المعلى بن خنيس، والله لفكرت على فراشي طويلا أتعجب من قوم لبس الله عقولهم حين أضلهم المعلى بن خنيس.

«Передал нам Мухаммад ибн ‘Асым, передал нам Шаббаба ибн Саууар, от аль-Фудайля ибн Марзукъа, что он спросил ‘Умара ибн ‘Али и Хусейна ибн ‘Али, дядю Джа’фара: “Есть ли среди вас, Ахлю-ль бейт, человек, подчинения которому и познание которого является обязательным, и тот, кто не познает его и умирает, то он умирает смертью времен невежества?”. Они оба сказали: “Нет, клянусь Аллахом, это не про нас! Кто говорит, что это про нас, тот солгал!”. Я сказал ‘Умару ибн ‘Али: “Да помилует тебя Аллах! В этом доме, (говорят, что) вы утверждаете, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назначил ‘Али своим преемником. Затем ‘Али назначил Хасана своим преемником. Затем Хасан назначил своим преемником Хусейна. Хусейн же назначил своим преемником ‘Али ибн аль-Хусейна. Затем ‘Али назначил своим преемником Мухаммада ибн ‘Али”. Он же ответил: “Клянусь Аллахом, мой отец умер, не завещав даже два письма! Да убьет их Аллах! Клянусь Аллахом, мы сыты по горло этими людьми! Это (от) Хунайса аль-Хару? Это Хунайс аль-Хару?”. Я сказал: “Это — аль-Му’алля ибн Хунайс”. Он сказал: “Да, аль-Му’алля ибн Хунайс. Клянусь Аллахом, я долго размышлял на своем ложе, удивляясь людям, разум которых Аллах затмил, когда аль-Му’алля ибн Хунайс заблудил их”». См. “Табакъат аль-кубра” (7/318-319), №1812. Иснад годный.

Этот асар доказывает, что шииты того времени, возводили ложь на имамов Ахлю-ль бейт, распространяя от их имени небылицы по поводу имамата, и доставали их до такой степени, что они жаловались на их действия.

Привел хафиз аз-Захаби в своей книге:

أنبأنا داود بن أحمد، أنبأنا محمد بن عمر القاضي، أنبأنا عبد الصمد بن علي، أنبأنا أبو الحسن الدارقطني، حدثنا أحمد بن محمد بن إسماعيل الادمي، حدثنا محمد بن الحسين الحنيني، حدثنا مخلد بن أبي قريش الطحان، حدثنا عبد الجبار بن العباس الهمداني، أن جعفر بن محمد أتاهم وهم يريدون أن يرتحلوا من المدينة، فقال: ” إنكم إن شاء الله من صالحي أهل مصركم، فأبلغوهم عني: من زعم أني إمام معصوم مفترض الطاعة، فأنا منه برئ، ومن زعم أني أبرأ من أبي بكر وعمر، فأنا منه برئ “.

«Сообщил нам Дауд ибн Ахмад, сообщил Мухаммад ибн ‘Умар аль-Къады, сообщил нам ‘Абд ас-Самад ибн ‘Али, сообщил нам Абу-ль Хасан ад-Даракутни, передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Исма’иль аль-Адами, передал нам Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Ханбани, передал нам Мухлид ибн Аби Къурайш ат-Таххан, передал нам ‘Абд аль-Джаббар ибн аль-‘Аббас аль-Хамдани, что Джа’фар ибн Мухаммад пришел к (некоторым) людям Медины, когда они хотели покинуть город (по своим делам), и сказал: “Вы, если пожелает Аллах, самые праведные люди  из людей вашего города! Поэтому передайте им (другим людям) от меня: Я отрекаюсь от того, кто заявляет, что я — непорочный имам, подчинение которому обязательно! И я также отрекаюсь от того, кто заявляет, что я отрекаюсь от Абу Бакра и ‘Умара!”». См. “Сияр а’лям ан-нубаля” (6/259). 

И подобные слова от Джа’фара ас-Садыка — многочисленны, как сказал имам аз-Захаби. Они даже передаются в шиитских книгах. Передал один из крупных шиитских ученых, Абу Мансур Ахмад ибн ‘Али ат-Табарси:

عن سعيد بن سمان قال :كنت عند أبي عبد الله إذ دخل عليه رجلان من الزيدية .فقالا له : أفيكم إمام مفترض الطاعة ؟ فقال الصادق :لا

«Сообщается от Са’ида ибн Саммана, что он сказал: “Как-то я был у Абу ‘Абдуллаха, и тогда к нему пришли две мужчины из числа зейдитов, и спросили: “Есть ли среди вас имам, подчинение которому является обязательным?”. Ас-Садык ответил:  “Нет!”». См. «аль-Ихтиджадж» (1/371).

Подобное также передается от Зайда ибн ‘Али. Передал шиитский ученый ат-Туси в своей книге:

حدثني محمد بن مسعود، قال: حدثني إسحاق بن محمد البصري، قال: حدثني أحمد بن صدقة الكاتب الأنباري، عن أبي مالك الأحمسي، قال: حدثني مؤمن الطاق واسمه محمد بن علي بن النعمان أبو جعفر الأحول، قال: كنت عند أبي عبد الله عليه السلام فدخل زيد بن علي فقال لي: يا محمد أنت الذي تزعم أن في آل محمد إماما مفترض الطاعة معروفا بعينه؟ قال: قلت نعم كان أبوك أحدهم. قال: ويحك فما كان يمنعه من أن يقول لي فوالله لقد كان يؤتى بالطعام الحار فيقعدني على فخذه ويتناول البضعة فيبردها ثم يلقمنيها، أفتراه كان يشفق علي من حر الطعام ولا يشفق علي من حر النار؟ قال: قلت كره أن يقول لك فتكفر، فيجب من الله عليك الوعيد، ولا يكون له فيك شفاعة، فتركك مرجئ فيك لله المشية وله فيك الشفاعة

«Передал мне Мухаммад ибн Мас’уд, передал мне Исхак ибн Мухаммад аль-Басри, передал мне Ахмад ибн Садака аль-Катиб аль-Анбари, от Абу Малика аль-Ахмаси, передал мне Мумин ат-Такъ, а его имя — Мухаммад ибн ‘Али ибн ан-Ну’ман Абу Джа’фар аль-Ахуаль, что он сказал: “Я был у Абу ‘Абдуллаха, мир ему, и тогда зашел Зейд ибн ‘Али. Он сказал мне: “О Мухаммад, ты ли тот, кто заявляет, что в семействе Мухаммада существует имам, подчинение которому является обязательным и который предельно известен?”. Я сказал: “Да, твой отец был одним из них”. Он сказал: “И что же помешало ему, рассказать об этом мне? Клянусь Аллахом, он имел обыкновение приносить горячую еду, усаживать меня на свое бедро, брать пищу и охлаждать ее, а затем класть ее мне в рот. Ты думаешь, что он испытывал за меня страх перед горячей едой, но не испытывал за меня страх перед жаром Огня?”. Я сказал: “Он не захотел рассказывать это тебе, чтобы ты не проявил неверия, и тогда угроза Аллаха была бы обязательной для тебя! И не было бы у Него для тебя заступничества. Поэтому он оставил тебя в угоду Аллаха, и чтобы у тебя было Его заступничество”». См. “Ихтияр ма’руфат ар-риджаль” (2/425).

Таким образом, имамы Ахлю-ль бейт сами отвергали эту выдуманную шиитами концепцию «имамата», что якобы обязательно на земле должен быть непорочный имам, подчинение которому является обязательным.

Шиитский Махди не может быть имамом

Если согласиться с толкованием шиитов, и спросить их, кем же является имам, они без колебаний ответят: «Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Аскари аль-Махди». Мы уже разбирали образ шиитского Махди в одной из наших статей, и отметили там, что Махди шиитов — это не тот Махди, который описан в книгах приверженцев Сунны. Их Махди — это сын Хасана ибн ‘Али аль-‘Аскари, 11-го «непорочного» имама. Согласно убеждению шиитов, он скрылся в подвале своего дома в Самарре, когда был 5-летним ребенком, из-за страха быть убитым, и он скрывается там до сих пор. Этого человека шииты считают тем самым «имамом», которому нужно подчиниться и дать присягу. Однако Махди шиитов не может быть имамом мусульман никаким образом, так как он не соответствует определенным критериям, которые присутствуют в шиитских хадисах.

1. Имам должен быть живым и известным.

Передал шиитский ученый аль-Химари аль-Къумми:

وقد قال رسول الله صلى الله عليه وآله: من مات وليس عليه إمام حي يعرفه مات ميتة جاهلية. وقال أبوجعفر عليه السلام: إن الحجة لا تقوم لله عزوجل على خلقه إلا بإمام حي يعرفونه

«И сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род: “Кто умер, и нет над ним живого имама, которого он знает, то он умер смертью времен невежества”. Сказал Абу Джа’фар, мир ему: “Воистину довод не устанавливливается Аллахом над Его творениям без живого имама, которого они знают”». См. “Къуруб аль-иснад” (стр. 351).

Передал аль-Кулейни:

محمد بن يحيى العطار، عن أحمد بن محمد بن عيسى، عن أبن أبي عمير، عن الحسن بن محبوب، عن داود الرقي، عن العبد الصالح عليه السلام قال: إن الحجة لا تقوم لله على خلقه إلا بامام حتى يعرف

«Сообщается от Мухаммада ибн Яхъи аль-‘Аттара, от Ахмада ибн Мухаммада ибн ‘Исы, от Ибн Аби ‘Умейра, от аль-Хасана ибн Махбуба, от Дауда ар-Ракъи, от праведного раба, мир ему, что он сказал: “Воистину, довод не устанавливается Аллахом над Его творениями без имама, пока он не станет известным». См. “аль-Кафи” (1/177). Аль-Маджлиси назвал хадис достоверным в “Мират аль-‘укъуль” (2/293).

То же самое передал ас-Саффар:

حدثنا عباد بن سليمان عن سعد بن سعد عن محمد بن عمارة عن أبي الحسن الرضا عليه السلام قال إن الحجة لا تقوم لله على خلقه الا بامام حتى يعرف.

«Передал нам ‘Аббад ибн Сулейман, от Са’да ибн Са’да, от Мухаммад ибн ‘Имары, от Аби-ль Хасана ар-Рида, мир ему, что он сказал: “Воистину, довод не устанавливается Аллахом над Его творениями без имама, пока он не станет известным». См. “Басаир ад-дараджат” (стр. 529).

То же самое передал аль-Муфид:

عن أحمد بن عمر، عن أبي الحسن قال: قال أبو عبد الله عليه السلام: إن الحجة لا يقوم لله على خلقه إلا بإمام حي يعرف

«Сообщается от Ахмада ибн Умара, от Аби-ль Хасана, что Абу Абдуллах, мир ему, сказал: “Воистину, довод не устанавливается Аллахом над Его творениями без живого и известного имама”». См. “аль-Ихтисас” (стр. 628).

Шиитский Махди не подходит под эти критерий — неизвестно является ли он живым или нет. В действительности, в его существовании сомневаются даже сами шииты, как, например, шиитский ученый Камаль аль-Хайдари.

И шиитский Махди уж точно не является известным, и люди не знают его. Неизвестно ни кто он, ни что он делает, ни то, как он выглядит. 

2. Его слушаются и ему подчиняются.

Передал аль-Муфид:

عن عمر بن يزيد، عن أبي الحسن الأول عليه السلام قال: سمعته يقول: من مات بغير إمام مات ميتة جاهلية، إمام حي يعرفه، فقلت: لم أسمع أباك يذكر هذا – يعني إماما ” حيا ” – فقال: قد والله قال ذاك رسول الله صلى الله عليه وآله، قال: وقال رسول الله صلى الله عليه وآله: من مات وليس له إمام يسمع له ويطيع مات ميتة جاهلية .

«Сообщается от ‘Умара ибн Йазида, от Аби-ль Хасана первого, мир ему, что он сказал: “Кто умер без имама, умер смертью времен невежества. Живого и известного имама”. Я сказал: “Я не слышал, чтобы твой отец упомянул это — то есть слово «живой»”. Он же сказал: “Клянусь Аллахом, это говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Кто умер, и нет у него имама, которого слушаются и которому подчиняются, то он умер смертью времен невежества!»”». См. “аль-Ихтисас” (стр. 628).

Шиитский Махди не подходит под этот критерий, так как он не повелевает, его не слушают и ему никто не подчиняется. А кто утверждает обратное, тот только обманывает самого себя.

Сказал шиитский ученый, Мухаммад Асыф аль-Мухсин:

ولا يمكن القول بانتفاعنا منه عليه السلام في زمن الغيبة في الأمور الدينية إلا ممن سلب الله عقله   

«Невозможно для нас заявлять, что мы получаем пользу от него (т.е. аль-Махди), мир ему, в вопросах религии во время его сокрытия. (И не станет заявлять об этом) никто, кроме того, кого Аллах лишил разума». См. «Машра’ат бихар уль-ануар» (2/223).

3. Имам должен быть видимым (очевидным).

Передал ас-Саффар:

حدثنا محمد بن عيسى عن الحسن بن محبوب والحجال عن العلا عن محمد بن مسلم عن أبي جعفر عليه السلام قال لا تبقى الأرض بغير امام ظاهر

«Передал мне Мухаммад ибн ‘Иса, от аль-Хасана ибн Махбуба и аль-Хаджаля, от аль-‘Аля, от Мухаммада ибн Муслима, от Абу Джа’фара, мир ему, что он сказал: “Земля не может существовать без видимого (очевидного) имама!”». См. “Басаир ад-дараджат” (стр. 529).

Передал аль-Муфид:

عن أبي الجارود قال: سمعت أبا عبد الله عليه السلام يقول: من مات وليس عليه إمام حي ظاهر مات ميتة جاهلية، قال: قلت: إمام حي جعلت فداك؟ قال: إمام حي 

«Сообщается от Абу Джаруда, что он слышал, как Абу ‘Абдуллах, мир ему, сказал: “Кто умер, и нет над ним живого и видимого (очевидного) имама, умер смертью времен невежества”. Я спросил: “Живого имама, да буду я выкупом за тебя!?”. Он сказал: “Живого имама!”». См. “аль-Ихтисас” (стр. 628).

Согласно этим хадисам, имам должен быть “захир” (ظاهر). Это слово можно перевести как “очевидный” и как “видимый”, но мы считаем, что нет проблем объединить эти смыслы, ибо эти слова являются синонимами.

Является ли шиитский Махди видимым? Абсолютно не является. И кто утверждает обратное лишь обманывает самого себя.

Таким образом, шиитский Махди, которого рафидиты считают тем самым имамом, которому нужно присягать, не может быть им, согласно критериям шиитских имамов!

Фатима умерла без присяги имаму?

Одним из распространяемых сомнений, когда речь идет об обсуждаемом хадиса, является история между Фатимой и Абу Бакром, которую мы давно разобрали и опровергли все заявления шиитов. Исходя из этой истории шииты делают удивительный вывод, что якобы Фатима не присягнула Абу Бакру, так как в хадисе сказано, что она разгневалась на Абу Бакра, отстранилась от него и не разговаривала с ним вплоть до самой своей смерти. И если это достоверно установлено, то существуют два вывода: либо Абу Бакр не был законным имамом, присяга которой обязательно, либо Фатима умерла смертью невежества.

Ответом на это заявление служит следующее: 

1.  Где в хадисе сказано, что она не присягнула ему? Если человек разгневался на правителя и не разговаривал с ним, это автоматический снимает с его шеи присягу ему? Как это возможно? Подобное утверждение в корне ошибочное и не соответствует действительности;

2. То, что Фатима пришла к Абу Бакру за Фадаком уже указывает на то, что она считала его правителем, ибо только правитель мусульман распоряжается подобным;

Если же шииты хотят прямой текст, что Фатима именно лично присягнула Абу Бакру, то это глупость, ибо тогда получается такой текст нужен для каждого сподвижника, который присягнул Абу Бакру. И у нас должны быть хадисы по типу: “Пришел ‘Усман и присягнул Абу Бакру” или “Пришел Анас и присягнул Абу Бакру”, иначе мы не можем подтвердить, что тот или иной сподвижник присягнул Абу Бакру!? Это – откровенная чушь.

Если же для шиитов является проблемой то, что она не разговаривала с Абу Бакром, то в версии ‘Абдураззака ясно сказано, что они не разговаривали именно насчет Фадака, а не не разговаривали вообще. Все это мы разбирали в статье “История между Абу Бакром и Фатимой”. Кто желает ознакомится получше, может пройти по ссылке.

Так или иначе, мы уже говорили, что присяга каждого отдельного мусульманина — вещь необязательная. Присяга элиты мусульман (ахль аль-халь уа-ль ‘акъд) — достаточна, и их действие распространяется на всю оставшуюся общину. Поэтому нет проблем в том, что насчет Фатимы не пришел какой-то отдельный текст, учитывая еще и то, что присяга женщин — вещь необязательная. А действия Фатимы, как гнев, отстранение и нежелание разговаривать, не являются действиями, нарушающие присягу и повиновение.

Са’д ибн ‘Убада умер без присяги имаму?

Здесь мне стоит привести слова специалиста по жизнеописанию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, — доктора Абу Мухаммад ас-Са’ляби:

«Некоторые историки пытались представить Са‘да как соперника мухаджиров и злодея, стремящегося прийти к власти любыми способами и плетущего ради этого интриги и сеющего раздор среди мусульман. Чтобы опровергнуть эти необоснованные обвинения, достаточно задаться вопросом: кем же был этот человек? Если мы проследим его жизненный путь, мы обнаружим его во многих эпизодах из жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, причём его поведение и поступки свидетельствуют о том, что он был одним из самых благородных сподвижников и принадлежал к числу лучших людей мусульманской общины. Он был из тех, для кого мирские блага не были целью всей жизни, пределом мечтаний. Са‘д был избран накибом после присяги, которая получила название «второй Акабы». Курайшиты решили отомстить ему и, схватив его вблизи от Мекки, привязали ему руки к шее и привезли его в Мекку пленником, а потом его спас Джубайр ибн Мут‘им ибн ‘Ади, поскольку Са‘д брал торговые караваны мекканцев под своё покровительство в Медине. Са‘д участвовал в битве при Бадре и заслужил такой же почёт, как и остальные участники этой великой битвы. Он был из семьи, известной щедростью и великодушием, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовал, что Са‘ду присущи эти качества. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прислушивался к его мнению и мнению Са‘да ибн Му‘аза. В качестве примера можно привести Битву у рва. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовался с ними относительно того, следует ли ему отдать треть плодов, собранных в Медине, ‘Уяйне ибн Хисну аль-Фазари. Ответ Са‘да ибн Му‘аза и Са‘да ибн ‘Убады свидетельствовал о глубине их веры и жертвенности. Подвиги и славные деяния Са‘да ибн ‘Убады хорошо известны. У этого благородного сподвижника славное прошлое. Он известен своими многочисленными заслугами перед исламом и своим искренним сподвижничеством Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Невозможно себе представить, чтобы такой человек собрал людей под навесом бану Са‘ида для того, чтобы воскресить племенной фанатизм времён невежества, чтобы посеять раздор между верующими и таким образом прийти к власти. Также нет ни одного достоверного сообщения о том, что после присяги Абу Бакру ас-Сыддику Са‘д ибн ‘Убада не молился вместе с ним или отказывался совершать хадж вместе с ним и откололся от общины верующих, присягнувшей Абу Бакру. Все утверждения подобного характера необоснованны и представляют собой измышления людей и отвратительную ложь. Из достоверных сообщений мы знаем, что Са‘д ибн ‘Убада присягнул Абу Бакру ас-Сыддику   . Когда Абу Бакр   заговорил на собрании под навесом бану Са‘ида, он упомянул о достоинствах ансаров. А в версии Ахмада говорится: «И Абу Бакр   заговорил и не забыл упомянуть ничего из того, что было ниспослано Всевышним относительно ансаров и ничего из того, что говорил о них Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: “Вам известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы люди пошли одной долиной, а ансары — другой, я пошёл бы долиной ансаров». И тебе известно, о Са‘д, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в твоём присутствии: «Курайшитам поручено это дело, и благочестивый следует за благочестивым, а нечестивец — за нечестивцем»”. Тогда Са‘д сказал ему: “Ты сказал правду. Мы — советники и помощники, а вы — предводители”». Тогда люди стали присягать Абу Бакру, и Са‘д ибн ‘Убада также присягнул ему. Таким образом, ансары единодушно присягнули Абу Бакру, и среди них не было разногласий по этому поводу. И не стоит обращать внимания на придуманные сообщения, очерняющие Са‘да и приписывающие предводителю ансаров слова и действия, целью которых было расколоть мусульманскую общину и лишить её единства. Ему несправедливо приписывают поведение, которое перечёркивает всё его славное прошлое и на фоне которого блёкнут все его подвиги и благородные поступки. Например, Са‘ду приписывают такие слова: «Я не присягну вам до тех пор, пока не выпущу в вас все стрелы, которые есть в моём колчане, и не обагрю остриё копья своего кровью, и не стану рубить мечом своим!» И он, согласно этим клеветническим измышлениям, «не молился вместе с ними, не подчинялся их судебным решениям и не следовал за ними в хадже».

Цель распространения подобных сообщений очевидна — исказить представление людей об ансарах и создать у них впечатление, что в рядах ансаров и мухаджиров не было единства и они спорили и соперничали друг с другом. Все эти сообщения недостоверны и необоснованны». См. «Абу Бакр ас-Сыддик. Первый праведный халиф» (стр. 172-174). Издательство «Умма».

Заключение

Итак, подводя итоги, с дозволения Аллаха, мы выяснили следующие вещи:

1. Под «имамом» подразумевается правитель-мусульманин, который имеет фактическую власть; которому присягают; которому подчиняются; который ведет джихад, устанавливает законы Аллаха в стране, судит по Книге Аллаха и т.д, а не просто духовный наставник или ученый. Их «имамство» заключается в духовном лидерстве;

2. В исламской общине могут быть периоды, когда у мусульман есть имам, вокруг которого они собираются, и такие периоды, когда мусульмане разрознены и у них нет никакого имама;

3. В случае если у мусульман нет имама, то ни присяга, ни подчинение не являются обязательными. Хадис действует лишь в том случае, когда есь законный правитель мусульман;

4. Хадис с формулировкой «Кто не познал имама своего времени» является ложным, не имеющим никакой основы, и взятой из книг шиитов-рафидитов;

5. От членов Ахлю-ль бейт пришли многочисленные сообщения, где они открыто отрекаются от шиитской доктрины «имамата», что зафиксировано как в суннитских, так и в шиитских книгах;

6. Шиитский Махди не может быть обсуждаемым имамом даже по шиитским критериям, так как он не является живым, известным, видимым и тем, кого слушаются и кому подчиняются. Все эти критерий установили имамы Ахлю-ль бейт, согласно шиитским хадисам;

7. Заявление шиитов о том, что Фатима и Са’д ибн ‘Убада, да будет доволен ими Аллах, являются безосновательным, основывающимся на ложных хадисах;

И в заключение — хвала Аллаху, Господу миров!

Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *