С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

«Хадж ат-таматту’» (حج التمتع) или «мут’а-т уль-хадж» (متعة الحج) — это один из видов хаджа, в котором паломник может совместить хадж и ‘умру, совершив оба в месяц великого паломничества.

Данный вид хаджа относится к Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно которого даже был ниспослан аят Корана:

وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ذَلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

✍️ «Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания — всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании».

📚 Коран 2:196.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил именно этот вид хаджа во время своего прощального паломничества, и его практиковали мусульмане во все времена.

Однако когда к власти пришёл ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, он поставил запрет на этот вид хаджа и приказывал людям совершать лишь «хадж аль-ифрад» (حج الافراد), в котором паломник намеревается совершить во время месяца хаджа лишь обряды относящиеся к самому хаджу, и не совмещать их с ‘умрой.

Почему же ‘Умар издал такой указ? И является ли это каким-то непростительным грехом, как в этом его обвиняют шииты-рафидиты?


🔸Причины, побудившие ‘Умара поступить таким образом

‘Умар запрещал этот вид хаджа по двум причинам:

1. Некоторые паломники, завершив обряды ‘умры, уединялись со своими женами, перед тем, как совершить хадж, и они делали всё это настолько быстро, что на них были видны следы большого омовения, которое они брали после интимной близости.

Такая картина абсолютно не нравилась ‘Умару и он посчитал, что будет правильным, если паломники не будут поступать подобным образом, а сконцентрируются на хадже, и забудут на время про мирские вещи и интим с женами, несмотря на дозволенность всего этого.

✅ Доводом на это служат слова самого ‘Умара, который передал имам Муслим:

قَدْ عَلِمْتُ أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم قَدْ فَعَلَهُ وَأَصْحَابُهُ وَلَكِنْ كَرِهْتُ أَنْ يَظَلُّوا مُعْرِسِينَ بِهِنَّ فِي الأَرَاكِ ثُمَّ يَرُوحُونَ فِي الْحَجِّ تَقْطُرُ رُءُوسُهُمْ 

✍️ «Я знаю, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники делали это, однако мне ненавистно, чтобы [паломники] имели близость со своими [женами] под тенью [деревьев] Арак, а затем выходили на хадж с водой, которая капает с их голов».

📖 См. «Сахих» Муслима (1222).

2. Вторая причина заключалась в том, что ‘Умар желал, чтобы Ка’ба не пустовала или чтобы ее посещали не меньше людей, чем в месяцы хаджа.

Дело в том, что когда паломники совершали хадж ат-таматту’, они успевали совершить как хадж, так и ‘умру во время месяца хаджа, и некоторые паломники теряли мотивацию совершать ‘умру в месяцы ‘умры, в следствие чего Ка’бу посещали меньше людей в месяцы ‘умры.

Такая картина также не нравилась ‘Умару, поэтому он посчитал, что паломникам следует совершать в месяца хаджа лишь хадж аль-ифрад, а ‘умру — в месяца ‘умры.

✅ Доводом на это служит сообщение, переданное имамом ‘Абдурраззаком ас-Сан’ани:

أنا مَعْمَرٌ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنْ سَالِمٍ، قَالَ: سُئِلَ ابْنُ عُمَرَ عَنْ مُتْعَةِ الْحَجِّ، فَأَمَرَ بِهَا فَقِيلَ لَهُ إِنَّكَ تُخَالِفُ أَبَاكَ قَالَ: إِنَّ أَبِي لَمْ يَقُلِ الَّذِي يَقُولُونَ، إِنَّمَا قَالَ: أَفْرِدُوا الْعُمْرَةَ مِنَ الْحَجِّ، أَيْ أَنَّ الْعُمْرَةَ لَا تَتِمُّ فِي شُهُورِ الْحَجِّ إِلَّا بِهَدْيٍ، فَأَرَادَ أَنْ يُزَارَ الْبَيْتُ فِي غَيْرِ شُهُورِ الْحَجِّ فَجَعَلْتُمُوهَا أَنْتُمْ حَرَامًا وَعَاقَبْتُمُ النَّاسَ عَلَيْهَا وَقَدْ أَحَلَّهَا اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ وَعَمِلَ بِهَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: فَإِذَا كَثُرُوا عَلَيْهِ؟ قَالَ: أَفَكِتَابُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ أَحَقُّ أَنْ يَتَّبِعُوا أَمْ عُمَرُ

✍️ «Передал мне Ма’мар, от аз-Зухри, от Салима, что он сказал: “Ибн ‘Умара спросили о хадж ат-таматту’, и он велел делать его. Ему же сказали: “Ты противоречишь своему отцу”. Он сказал: “Воистину, мой отец не говорил того, что говорите вы. Он лишь говорил: “Отделяйте умру от хаджа”. То есть, не восполняйте умру во время месяца хаджа, кроме как жертвоприношением. Он желал, чтобы Дом посещали не только в месяца хаджа. Вы же объявили его харамом и наказываете людей за него! А ведь его дозволил Аллах, Свят Он и Велик, и его делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Когда же ему начали задавать слишком много вопросов, он сказал: “Книга Аллах имеет больше прав, чтобы за ним следовали или же ’Умар?”.

📖 См. «аль-Амали фи асар ас-сахаба» (146). Иснад достоверный.


🔸Запрещал ли ‘Умар хадж ат-таматту’ абсолютным образом и отрицал ли он, что этот вид хаджа — Сунна?

Хотя ‘Умар и объявлял о запрете этого вид хаджа и даже говорил, что будет наказывать совершающих его, в реальности он не останавливал тех, кто делал его и не наказывал никого за это. То есть, “запрет”, о котором он говорил носил лишь формальный характер, а “наказание” — характер устрашения.

✅ Доводом является хадис, переданный ан-Насаи и Ахмадом:

حَدَّثَنَا هُشَيْمٌ، أَخْبَرَنِي سَيَّارٌ، عَنْ أَبِي وَائِلٍ، أَنَّ رَجُلًا، كَانَ نَصْرَانِيًّا يُقَالُ لَهُ الصُّبَيُّ بْنُ مَعْبَدٍ أَسْلَمَ فَأَرَادَ الْجِهَادَ فَقِيلَ لَهُ ابْدَأْ بِالْحَجِّ فَأَتَى الْأَشْعَرِيَّ فَأَمَرَهُ أَنْ يُهِلَّ بِالْحَجِّ وَالْعُمْرَةِ جَمِيعًا فَفَعَلَ فَبَيْنَمَا هُوَ يُلَبِّي إِذْ مَرَّ يَزِيدُ بْنُ صُوحَانَ وَسَلْمَانُ بْنُ رَبِيعَةَ فَقَالَ أَحَدُهُمَا لِصَاحِبِهِ لَهَذَا أَضَلُّ مِنْ بَعِيرِ أَهْلِهِ فَسَمِعَهَا الصُّبَيُّ فَكَبُرَ ذَلِكَ عَلَيْهِ فَلَمَّا قَدِمَ أَتَى عُمَرَ فَذَكَرَ ذَلِكَ لَهُ فَقَالَ لَهُ عُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ هُدِيتَ لِسُنَّةِ نَبِيِّكَ قَالَ وَسَمِعْتُهُ مَرَّةً أُخْرَى يَقُولُ وُفِّقْتَ لِسُنَّةِ نَبِيِّكَ‏.‏

✍️ «Передал нам Хушейм, сообщил мне Саийар, от Абу Ваиля, что один мужчина, который был христианином, по имени ас-Субаий ибн Ма’бад, принял Ислам и захотел совершить джихад. Ему сказали: “Не начать ли тебе с хаджа?”. Так он пошел к аль-Аш’ари, и тот приказал ему, чтобы он вступил в ихрам, совместив хадж и ‘умру. Он сделал это, и когда он начал произносить тальбию, Зейд ибн Сухан и Сальман ибн Раби’а шли мимо него, и один из них сказал другому: “Этот мужчина более заблудший, чем верблюд его семьи”. Ас-Субаий услышал это, и это опечалило его. Когда он пришел, то он пошел к ‘Умару и рассказал ему об этом, и ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал ему: “Ты ведом Сунной своего Пророка”, а в другой раз я слышал, как он сказал: “Тебе помогли последовать Сунне твоего Пророка”».

📖 См. «Муснад» Ахмада (227) и «Сунан» ан-Насаи (2719). Иснад достоверный.


🚀 Подписывайтесь на наш Телеграм: @antishia_com


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *