С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам.

А затем:

До нас дошло сомнение, распространяемое шиитами-рафидитами, относительно сподвижника по имени Му’аттиб ибн Кушейр, которого рафидиты ошибочно называют Му’таб ибн Кушейр, однако речь идёт об одном и том же человеке.

Рафидиты приводят слова некоторых учёных, что Му’аттиб был из числа тех сподвижников, кто застал битву при Бадре, однако во время Ухуда он выявил своё лицемерие, из чего шииты делают вывод, что не каждый сподвижник, который участвовал в Бадре является надёжным или вообще верующим.

В этой небольшой статье мы разберём два вопроса:

1. Есть ли доказательство, что Му’аттиб ибн Кушейр был лицемером?

2. Был ли Му’аттиб из тех сподвижников, которые застали битву при Бадре?


Есть ли доказательство, что Му’аттиб ибн Кушейр был лицемером?

Самое первое, что можно сказать относительно заявления, что среди участников битвы при Бадре были лицемеры — это то, что сам Всевышний Аллах опровергает любое сомнение относительно её участников, свидетельствуя об их имане и удалении от них скверны шайтана:

«Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас скверну дьявола, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы».

📚 Коран 8:11

Во-вторых, те, кто заявляют подобное, ссылаются на некоторые хадисы, в которых сказано, что когда мусульмане стали проигрывать в битве при Ухуде, Му’аттиб произнёс слова, которые упомянуты в Коране:

«Если бы мы сами могли принять какое-нибудь решение, то не были бы убиты здесь».

📚 Коран 3:154

✅ Будет сказано тем, кто аргументирует этими сообщениями:

Все эти хадисы приходят по недостоверным путям, в иснадах которых есть различные слабости.

📚 И самое сильное в этом разделе — это следующий хадис, который передал имам Ибн Аби Хатим:

 أخبرنا يَحْيَى بْنُ آدَمَ، [حدثنا] ابْنُ أَبِي زَائِدَةَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِسْحَاقَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ عَبَّاد، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الزُّبَيْرِ، عَنْ أَبِيهِ رَضِيَ الله عَنْه، قَالَ: لَقَدْ رَأَيْتُنِي مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمَ أُحُدٍ حِيينَ اشْتَدَّ عَلَيْنَا الْخَوْفُ، وَأُرْسِلَ عَلَيْنَا النَّوْمُ، فَمَا مِنَّا أَحَدٌ إِلَّا وذقنه، أَوْ قَالَ: ذَقَنُهُ فِي صَدْرِهِ، فَوَاللَّهِ إِنِّي لَأَسْمَعُ كَالْحُلْمِ قَوْلَ مُعَتِّبِ بْنِ قُشَيْرٍ: ” للَوْ كَانَ لَنَا مِنَ الْأَمْرِ شَيْءٌ ما قتلنا هاهنا ” فَحَفِظْتُهَا، فأنزل الله عز وجل فِي ذَلِكَ: {ثُمَّ أَنْزَلَ عَلَيْكُمْ مِنْ بَعْدَ الْغَمِّ أَمَنَةً نُعَاسًا} ، إِلَى قَوْلِهِ: {مَا قُتِلْنَا ههنا} لِقَوْلِ مُعَتِّبِ بْنِ قُشَيْرٍ قَالَ: {لَوْ كُنْتُمْ فِي بُيُوتِكُمْ} ، حَتَّى بَلَغَ {وَاللَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ}

✍️ «Сообщил нам Яхъя ибн Адам, передал нам Ибн Аби Заида, от Мухаммада ибн Исхака, от Яхъи ибн ‘Аббада, от его отца, от ‘Абдуллаха ибн аз-Зубейра, от его отца, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Я видел себя с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день Ухуда, когда нас охватил сильный страх и на нас был ниспослан сон. И не было среди нас никого, чей подбородок не был бы на его груди. Клянусь Аллахом, воистину, я слышал слова Му’аттиба ибн Кушейра словно сон: {Если бы мы сами могли принять какое-нибудь решение, то не были бы убиты здесь}. Я запомнил их, и Аллах, Свят Он и Велик, ниспослал относительно этого [следующий аят]: {После печали Он ниспослал вам успокоение — дремоту, охватившую некоторых из вас} до Его слов: {Даже если бы вы остались в своих домах} пока не дошёл до [слов]: {Аллаху известно о том, что в груди}».

📖 См. «Тафсир» Ибн Аби Хатима (4260).

Что касается этого хадиса, то его иснад слабый, ибо в нём уединился Мухаммад ибн Исхак.

Он был правдивым передатчиком, чьи хадисы принимались в качестве довода, если только он не совершал тадлис или же уединялся в иснаде.

В этой же цепочке Мухаммад ибн Исхак совершает одновременно оба упомянутых действий — делает тадлис (т.е передаёт со словом «от», не уточняя, слышал ли он этот хадис непосредственно от Яхъи ибн ‘Аббада или нет) и уединяется в иснаде.

📚 Привёл Хатыб аль-Багдади:

أَخْبَرَنَا أَبُو الْقَاسِم إِبْرَاهِيم بْن مُحَمَّد بْن سليمان المؤدّب بأصبهان قال: أنبأنا أبو بكر بن المقرئ قال: نبأنا سلامة بن محمّد القيسي بعسقلان قال: نبأنا أيوب بن إسحاق بن سافري قَالَ: سألت أحمد بْنِ حنبل، فقلت: يا أبا عَبْد اللَّهِ، ابن إسحاق إذا تفرد بحديثه تقبله؟ قَالَ: لا والله إني رأيته يحدث عن جماعة بالحديث الواحد، ولا يفصل كلام ذا من كلام ذا. قَالَ: وأما علي بن المديني فكان يثني عليه ويقدمه

✍️ «Сообщил нам Абу-ль Касым Ибрахим ибн Мухаммад ибн Сулейман, передал нам Абу Бакр аль-Мукри, передал нам Салляма ибн Мухаммада аль-Кайси, передал нам Аюб ибн Исхак ибн Сафири, который сказал: “Я спросил Ахмада ибн Ханбаля: “О Абу ’Абдуллах, если Ибн Исхак уединяется в хадисе, он принимается?”, на что он сказал: “Нет, клянусь Аллахом! Воистину, я видел как он передает хадисы от группы передатчиков [словно] это — один хадис, не отделяя то от этого. Что касается ‘Али ибн аль-Мадини, то он хвалили его и выдвигал вперёд”».

📖 См. «Тарих аль-Багдад» (1/245).

📚 Говорит Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни:

مشهور بالتدليس عن الضعفاء والمجهولين وعن شر منهم ، وَصَفَه بذلك أحمد والدارقطني وغيرهما

✍️ «Он известен тадлисом от слабых и неизвестных передатчиков, и тех, кто хуже них. Так его описали Ахмад, ад-Даракутни и другие».

📖 См. «Табакат аль-мудаллисин» (125).

⛔️ И ‘Абд аль-Малик ибн Хишам — тот, кто упорядочил книгу Ибн Исхака — отрицал лицемерие Му’аттиба, говоря:

 مُعَتّبُ بْنُ قُشَيْرٍ، وَثَعْلَبَةُ وَالْحَارِثُ ابْنَا حَاطِبٍ، وَهُمْ مِنْ بَنِي أُمَيّةَ بْنِ زَيْدٍ مِنْ أَهْلِ بَدْرٍ وَلَيْسُوا مِنْ الْمُنَافِقِينَ فِيمَا ذَكَرَ لِي مَنْ أَثِقُ بِهِ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ، وَقَدْ نَسَبَ ابْنُ إسْحَاقَ ثَعْلَبَةَ وَالْحَارِثَ فِي بَنِي أُمَيّةَ بْنِ زَيْدٍ فِي أَسْمَاءِ أَهْلِ بَدْرٍ

✍️ «Му’аттиб ибн Кушейр, Са’ляба и аль-Харис — сыновья Хатыба, — все они из бану Умайия ибн Зейд, люди Бадра. Они не были лицемерами, согласно тому, что упомянул мне тот, кому я верю из людей знания. Ибн Исхак же отнёс Са’лябу и аль-Хариса к бану Умайия ибн Зейд среди имён людей Бадра».

📖 См. «Сира Ибн Хишама» (1/522).

Таким образом, нет ничего достоверного в этом разделе, а если кто-то из шиитов с этим не согласен, то пусть приведёт свои доводы.


Был ли Му’аттиб из тех сподвижников, которые застали битву при Бадре?

Не существует сообщения с достоверным иснадом, который доказывает, что Му’аттиб был из участников битвы при Бадре.

1. Данное заявление исходит от самого Мухаммада ибн Исхака без иснада.

📚 Привел Абу Ну’айм аль-Асбахани:

حَدَّثَنَا حَبِيبُ بْنُ الْحَسَنِ، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ يَحْيَى، ثنا أَحْمَدُ بْنُ مُحَمَّدٍ، ثنا إِبْرَاهِيمُ بْنُ سَعْدٍ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِسْحَاقَ: فِي تَسْمِيَةِ مَنْ شَهِدَ بَدْرًا مِنَ الْأَنْصَارِ مِنَ الْأَوْسِ مِنْ بَنِي ضُبَيْعَةَ بْنِ زَيْدِ بْنِ مَالِكِ بْنِ عَوْفِ بْنِ عَمْرِو بْنِ عَوْفٍ: مُعَتِّبُ بْنُ قُشَيْرِ بْنِ مُلَيْلِ بْنِ زَيْدِ بْنِ الْعَطَّافِ، لَا عَقِبَ لَهُ

✍️ «Передал нам Хубайб ибн аль-Хасан, передал нам Мухаммад ибн Яхъя, передал нам Ахмад ибн Мухаммад, передал нам Ибрахим ибн Са’д, от Мухаммада ибн Исхака относительно называния тех, кто засвидельствовал Бадр из ансаров из ауситов, из племени Дубай’а ибн Зияда ибн Малика ибн ’Ауфа ибн ‘Амра ибн ‘Ауфа [он сказал]: “Му’аттиб ибн Кушейр ибн Миляль ибн Зияд ибн аль-‘Аттаф. У него нет потомства”».

📖 См. «Ма’рифат ас-сахаба» (6249).

Как мы видим, данная информация исходит от самого Ибн Исхака, который не упоминает откуда он взял её.

2. Также это исходит от его учителя аз-Зухри, но известно, что сам аз-Зухри иногда брал знание от Мухаммада ибн Исхака.

📚 Говорит имам аль-Бухари:

قَالَ لِي إِبْرَاهِيمُ بْنُ الْمُنْذِرِ: حَدَّثَنَا عُمَرُ بْنُ عُثْمَانَ، أَنَّ الزُّهْرِيَّ كَانَ يَتَلَقَّفُ الْمَغَازِيَ مِنَ ابْنِ إِسْحَاقَ الْمَدَنِيِّ فِيمَا يُحَدِّثُهُ عَنْ عَاصِمِ بْنِ عُمَرَ بْنِ قَتَادَةَ

✍️ «Сказал мне Ибрахим ибн аль-Мунзир, передал нам ’Умар ибн ’Усман, что аз-Зухри жадно впитывал [знание] о военных походах от Ибн Исхака аль-Мадини, когда тот передавал от ‘Асыма ибн ’Умара ибн Катады».

📖 См. «Кыраат хальф аль-имам» (стр. 38), #98.

Поэтому здесь есть вероятность, что аз-Зухри опирался на самого Мухаммада ибн Исхака.

3. Также Зубайр ибн Баккар (ум. 256 г.х.) упоминает Му’аттиба в числе сподвижников, которые присягали при ’Акабе.

📚 Привел имам ат-Табарани:

حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ، ثنا الزُّبَيْرُ بْنُ بَكَّارٍ، قَالَ: تَسْمِيَةُ أَصْحَابِ الْعَقَبَةِ: مُعْتِبُ بْنُ قُشَيْرِ بْنِ مُلَيْلٍ مِنْ بَنِي عَمْرِو بْنِ عَوْفٍ شَهِدَ بَدْرًا، وَهُوَ الَّذِي قَالَ: يَعِدُنَا مُحَمَّدٌ كُنُوزَ كِسْرَى وَقَيْصَرَ، وَأَحَدُنَا لَا يَأْمَنُ عَلَى خَلَائِهِ. وَهُوَ الَّذِي قَالَ: لَوْ كَانَ لَنَا مِنَ الْأَمْرِ شَيْءٌ مَا قُتِلْنَا هَاهُنَا ” قَالَ الزُّبَيْرُ: ” وَهُوَ الَّذِي شَهِدَ عَلَيْهِ الزُّبَيْرُ بِهَذَا الْكَلَامِ

✍️ «Передал нам ‘Али ибн ‘Абд аль-‘Азиз, передал нам аз-Зубайр ибн Баккар, что он сказал, называя имена сподвижников ’Акабы: “Му’аттиб ибн Кушейр ибн Мулейль, из бану ‘Амр ибн ‘Ауф, засвидетельствовал Бадр. Он — тот, кто сказал: ”Мухаммад обещал нам сокровищницы хосроя и кесаря, но никто из нас даже не может сходить по нужде без страха за себя”. И он — тот, кто сказал: {Если бы мы сами могли принять какое-нибудь решение, то не были бы убиты здесь}. И он — тот, чьи эти слова засвидетельствовал от него аз-Зубайр [ибн аль-‘Аввам]».

📖 См. «Му’джам аль-кабир» (3017).

Однако между Зубайром и Му’аттибом существует разрыв в несколько поколений, поэтому эти его слова даже не стоят рассмотрения.


Таким образом, не существует достоверного хадиса ни про то, что Му‘аттиб был участником битвы при Бадре, ни про то, что он совершил акт лицемерия или сказал слова лицемеров.

И в заключение — хвала Аллаху, Господу миров!


Данная статья была написана по материалам шейхa ‘Абдуллаха ибн Фахда аль-Хулейфи, да сохранит его Аллах.


🚀 Подписывайтесь на наш Телеграм: @antishia_com


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *