1️⃣ Говорит шиитский учёный-мухаддис Ибн аль-Гъадаири:

سليم بن قيس الهلالي العامرى: روى عن أبي عبد اللّهوالحسن والحسين وعلي بن الحسين عليهم السلام وينسب إليه هذا الكتابالمشهور وكتاب أصحابنا يقولون إن سليماً لا يعرف ولا ذكر في خبر وقد وجدت ذكره في مواضع من غير جهة كتابه ولا من رواية أبان بن أبي عيّاش وقد ذكر ابن عقدة في رجال أمير المؤمنين عليه السلام أحاديث عنه و الكتاب موضوع لامرية فيه و على ذلك علامات فيه تدل على ما ذكرناه منها ما ذكر أن محمد بن أبي بكر وعظ أباه عند الموت ومنها أنالائمة ثلاثة عشر وغير ذلك وأسانيد هذا الكتاب تختلف تارة برواية عمر بن أذينة عن إبراهيم بن عمر الصنعانى عن أبان بن أبي عيّاشعن سليم و (تارة) يروي عن عمر عن أبان بلا واسطة

✍️ «Сулейм Ибн Къайс аль-Хиляли аль-‘Амирий. Передавал от повелителя правоверных, аль-Хасана, аль-Хусейна и ‘Али Ибн аль-Хусейна. И к нему приписывается эта известная книга. Наши сподвижники говорили: “Сулейм неизвестен и не упомянут ни в одном сообщении”». Я нашел упоминание о нем в других местах помимо его книги, и не по пути предания Абана Ибн Аби ‘Аяша, [который передаёт] от него. Ибн ‘Укъда упомянул хадисы от него в своей книге «Риджаль амир уль-муминин». И эта книга (т.е. книга Сулейма Ибн Къайса) является выдумкой, и нет в этом сомнений. И есть признаки, которые доказывают то, что мы упомянули. Из их числа то, что упоминает Мухаммад ибн Абу Бакр, что его отец (т.е. Абу Бакр ас-Сыддик) покаялся перед смертью. Из их числа то, что число имамов – 13, и тому подобное. И иснады в этой книге противоречивы. Иногда [хадис] передаётся через ‘Умара ибн Узайны, от Ибрахима ибн ‘Умара ас-Сан’ани, от Абана Ибн Аби ‘Аяша, от Сулейма, а иногда передаётся от ‘Умара, от Абана без посредника».

📖 См. «ар-Риджаль» Ибн аль-Гъадаири (стр. 63-64).

2️⃣ Говорит рафидитский мухаддис Мухаммад Бакыр аль-Бахбуди:

و لكن الذي أعتقده بعد سبر الكتاب صدراً وذيلاً و نقدها كلمة كلمة أن الكتاب موضوع وضعه أحد الغلاة على لسان سليم بن قيس الهلالي و رواية ابن أذينة عن أبان بن أبي عياش و إنما اختار عمر بن أذينة لأنه كان هارباً من موطنه و هو البصرة إلى مخاليف اليمن اتقاء شر المهدي العباسي في خلافته (١٦٨-١٥٨) و مات هناك فدس الزنديق مصنف هذا الكتاب نسخته في الكوفة و البصرة و اليمن بأيدي الوراقين المغفّلين و أخذه الأصحاب يروونها و جادة حسب الإجازات التي كانت لهم إلى روايات عمر بن أذينة من دون أن يتمكنوا من تحقيق النسخة و قراءتها على ابن أذينة كل ذلك شوقاً منهم في الطعن على أعداء أهل البيت و كسر شوكتهم

✍️ «Тем не менее, то, в чём я убежден, после глубокого изучения этой книги от начала до конца, и после критического разбора каждого слова, — это то, что данная книга является выдуманной, и её выдумал один из крайних шиитов от имени Сулейма ибн Къайса аль-Хиляли, и сообщения Ибн Узайны от Абана ибн Аби ‘Айяша. Выбрал же он (т.е. выдумщик этой книги) ‘Умара ибн Узайну только потому, что он убежал из своей родины, которой была Басра, в оппозиционный Йемен, чтобы избежать зла аббасидского правителя аль-Махди во время его халифата (158-168 г.х.), и он умер там. И безбожник-автор этой книги подсунул его копии в Куфе, Басре и Йемене через руки анонимных переписчиков, а владельцы передавали его как “находка”, довольствуясь теми иджазами, которые были у них до сообщений ‘Умара ибн Узайны без того, чтобы быть в состоянии исследовать рукопись и прочитать её ему. Все это было лишь их желанием опорочить врагов Ахль аль-бейт и сломить их могущество».

📖 См. «Ма’рифат аль-хадис» аль-Бахбуди (стр.363-364).

🎥 Смотрите также видео по этой теме:


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *