Данный хадис передаётся от Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ида аль-Худри, ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, Анаса ибн Малика, Абу Туфейля аль-Кинани и ‘Али ибн Абу Талиба. 

Путь Абу Зарра

1. Передал имам аль-Хаким:

أَخْبَرَنَا مَيْمُونُ بْنُ إِسْحَاقَ الْهَاشِمِيُّ، ثنا أَحْمَدُ بْنُ عَبْدِ الْجَبَّارِ، ثنا يُونُسُ بْنُ بُكَيْرٍ، ثنا الْمُفَضَّلُ بْنُ صَالِحٍ، عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ، عَنْ حَنَشٍ الْكِنَانِيِّ، قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا ذَرٍّ، يَقُولُ: وَهُوَ آخِذٌ بِبَابِ الْكَعْبَةِ: أَيُّهَا النَّاسُ، مَنْ عَرَفَنِي فَأَنَا مَنْ عَرَفْتُمْ، وَمَنْ أَنْكَرَنِي فَأَنَا أَبُو ذَرٍّ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: §«مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَهَا نَجَا، وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا غَرِقَ»

 هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحٌ عَلَى شَرْطِ مُسْلِمٍ وَلَمْ يُخْرِجَاهُ

«Сообщил нам Маймун ибн Исхак аль-Хашими, передал нам Ахмад ибн ‘Абд аль-Джаббар, передал нам Йунус ибн Букайр, передал нам аль-Муфаддаль ибн Салих, от Абу Исхака, от Ханаша аль-Кинани, что он слышал, как Абу Зарр говорил, будучи у двери Ка’бы: “О люди! Кто узнал меня, то ведь я узнал вас, а кто отверг меня, то ведь я — Абу Зарр. Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Моё семейство подобно ковчегу Нуха. Кто взобрался на него, обрел спасение, а кто оставил его, утонул!».

[Сказал аль-Хаким]: «Этот хадис достоверный, соответствующий условиям Муслима, однако они не привели его». 

Источник:

Данный хадис передал аль-Хаким в «Мустадарак аля ас-сахихайн» (2/343), №3312 и (3/150), №4720,

Также этот хадис передали аль-Факихи в «Ахбар Макка» (1904), аль-Каты’и в «Зауаид ‘аля фадаиль ас-сахаба» (1402) и Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (6/411).

Разбор иснада:

Иснад этого хадиса очень слабый.  

А) Аль-Муфаддаль ибн Салих — оставленный передатчик, хадисы которого являются отвергаемыми. 

Сказал имам Ибн Абу Хатим: 

سألت ابى عن مفضل بن صالح فقال هو منكر الحديث

«Я спросил своего отца [Абу Хатима ар-Рази] о Муфаддале ибн Салихе, на что он сказал: “Его хадисы — отвергаемые”». См. «Джарх уа-т та’диль» (1459).

Сказал хафиз Ибн Хиббан:

مفضل بن صَالح الْأَسدي النخاس من أهل الْكُوفَة يروي عَن الْأَعْمَش روى عَنهُ مُحَمَّد بن إِسْمَاعِيل الأحمسي مُنكر الحَدِيث كَانَ مِمَّن يروي المقلوبات عَن الثِّقَات حَتَّى يسْبق إِلَى الْقلب أَنَّهُ كَانَ الْمُتَعَمد لَهَا من كثرته فَوَجَبَ ترك الِاحْتِجَاج بِهِ

«Муфаддаль ибн Салих аль-Асади ан-Нуххас из числа людей Куфы. Он передаёт от аль-А’маша, а от него передают Мухаммад ибн Исма’иль аль-Ахмаси. Его хадисы являются отвергаемыми. Он был из тех, кто передаёт перевёрнутые [сообщения] от надёжных [передатчиков] до такой степени, что сердце склоняется к тому, что он является опорой этих [сообщений] из-за их многочисленности, поэтому обязательно оставлять аргументирование этим [передатчиком]». См. «аль-Маджрухин» (1057).

Сказал имам аль-Бухари:

مفضل بن صَالح عَن الْأَعْمَش مُنكر الحَدِيث

«Муфаддаль ибн Салих. [Передавал] от аль-А’маша. Его хадисы — отвергаемые». См. «Тарих аль-аусат» (2544).

Оценка учёных:

Сказал имам аз-Захаби в своём «Тальхисе» об этом хадисе:

مفضل خرج له الترمذي فقط ضعفوه

«Только ат-Тирмизи передавал [сообщения] от Муфаддаля. Его считали слабым». См. «Мухтасар ат-Тальхис» (2/817), №316.

А также:

مفضل بن صالح واه

«Муфаддаль ибн Салих — слабый». См. «Мухтасар ат-Тальхис» (3/1553), №583.

Б) Абу Исхак — это ас-Саби’и. Надёжный передатчик, однако известно, что он был мудаллисом и его память ухудшилась в конце его жизни. Этот хадис он как раз передаёт со словом «от» (عَن), не проясняя, слышал ли он этот хадис от Ханаша аль-Кинани непосредственно или нет.

И ближе к истине то, что в этом иснаде есть очевидный тадлис, так как аль-Фасауи приводит следующий иснад, в котором между Абу Исхаком и Ханашем есть посредник:

 حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ عَنْ إِسْرَائِيلَ عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ عَنْ رَجُلٍ حَدَّثَهُ عَنْ حَنَشٍ قَالَ: رَأَيْتُ أَبَا ذَرٍّ آخِذًا بِحَلَقَةِ بَابِ الْكَعْبَةِ

«Передал нам Убайдуллах, от Исраиля, от Абу Исхака, от мужчины, который ему передал, от Ханаша, что он сказал: “Я видел, как Абу Зарр держал кольцо двери Ка’бы…”». См. «аль-Ма’рифат уа-т тарих» (1/538).

Здесь чётко видно, что Абу Исхак не передавал от Ханаша непосредственно, однако между ними был какой-то неизвестный передатчик. 

Это ясное доказательство того, что Абу Исхак совершил тадлис.

В) Ханаш аль-Кинани — это Ибн аль-Му’тамир, передатчик, состояние которого близко к слабому. Большинство учёных считало его слабым.

Сказал имам ан-Насаи:

حَنش بن الْمُعْتَمِر روى عَنهُ سماك لَيْسَ بِالْقَوِيّ

«Ханаш ибн аль-Му’тамир. От него передавал Саммак. Не сильный [передатчик]». См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (166).

Сказал хафиз Ибн Хиббан:

حَنش بْن الْمُعْتَمِر الصَّنْعَانِيّ الَّذِي يُقَال لَهُ حَنش بْن ربيعَة الْكِنَانِي والمعتمر كَانَ جده كنية حَنش أَبُو الْمُعْتَمِر يَرْوِي عَن عَلِي بن أبي طَالب روى عَنه الحكم وَسماك كَانَ كثير الْوَهم فِي الْأَخْبَار ينْفَرد عَن عَلِي عَلَيْهِ السَّلامُ بأَشْيَاء لَا تشبه حَدِيث الثِّقَات حَتَّى صَار مِمَّن لَا يحْتَج بِهِ

«Ханаш ибн аль-Му’тамир ас-Сан’ани, которого [также] называют Ханаш ибн Раби’а аль-Кинани. Аль-Му’тамир был его дедом. Кунья Ханаша — Абу аль-Му’тамир. Он передавал от ‘Али ибн Абу Талиба. От него передавали аль-Хакам и Саммак. Очень много ошибался в сообщениях, уединяясь от ‘Али, мир ему, в таких хадисах, которые не похожи на хадисы надёжных передатчиков до такой степени, что стал одним из тех, на которого не опираются в качестве довода». См. «аль-Маджрухин» (278).

Сказал имам аль-Бухари:

حَنش بن الْمُعْتَمِر الصَّنْعَانِيّ وَقَالَ بَعضهم حَنش بن ربيعَة الْكِنَانِي عداده فِي الْكُوفِيّين عَن عَليّ روى عَنهُ سماك وَالْحكم يَتَكَلَّمُونَ فِي حَدِيثه

«Ханаш ибн аль-Му’тамир ас-Сан’ани. Некоторые сказали, [что его зовут] Ханаш ибн Раби’а аль-Кинани. Его считали их числа куфийцев. [Передавал] от ‘Али, а от него передавали ас-Саммак и аль-Хакам. [Учёные] критиковали его хадисы». См. «Тарих аль-Аусат» (969).

2. Передал имам ат-Табарани:

حَدَّثَنَا الْحُسَيْنُ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ مَنْصُورٍ سَجَّادَةُ، ثنا عَبْدُ اللهِ بْنُ دَاهِرٍ الرَّازيُّ، ثنا عَبْدُ اللهِ بْنُ عَبْدِ الْقُدُّوسِ، عَنِ الْأَعْمَشِ، عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ، عَنْ حَنَشِ بنِ الْمُعْتَمِرِ، قَالَ: رَأَيْتُ أَبَا ذَرٍّ أَخَذَ بِعِضَادَتَيْ بَابِ الْكَعْبَةِ وَهُوَ يَقُولُ: مَنْ عَرَفَنِي فَقَدْ عَرَفَنِي، وَمَنْ لَمْ يَعْرِفْنِي فَأَنَا أَبُو ذَرٍّ الْغِفَارِيُّ، سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي فِيكُمْ كَمَثَلِ سَفِينَةِ نُوحٍ، فِي قَوْمِ نُوحٍ، مَنْ رَكِبَها نَجَا، وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا هَلَكَ، وَمَثَلُ بَابِ حِطَّةٍ فِي بَنِي إِسْرَائِيلَ»

«Передал нам аль-Хусейн ибн Ахмад Мансур Саджада, передал нам ‘Абдуллах ибн Дахир ар-Рази, передал нам ‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Куддус, от аль-А’маша, от Абу Исхака, от Ханаша ибн аль-Му’тамира, что он сказал: “Я видел, как Абу Зарр, взял дверной проём Ка’бы [руками], говоря: “Тот, кто узнал меня, тот узнал меня! А тот, кто не узнал меня, то я — Абу Зарр аль-Гифари. Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Моё семейство подобно ковчегу Нуха среди народа Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрёл спасение, а тот кто оставил его, погиб! И оно подобно вратам прощения в [народе] сыновей Исраиля». 

Источник:

Этот хадис передал имам ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (2637), «Му’джам аль-Аусат» (3478) и «Му’джам ас-Сагъир» (391), Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (4/197) и аль-Хаким в «Мустадарак ‘аля ас-сахихайн» (3/151).

Разбор иснада:

Иснад этого хадиса гиблый.

А) ‘Абдуллах ибн Дахир ар-Рази — рафидит, который передавал выдуманные хадисы о достоинствах ‘Али, и которого учёные единогласно оставили.

Сказал хафиз Ибн аль-Джаузи, комментируя один хадис, в иснаде которого есть этот Абдуллах ибн Дахир:

وَأما طَرِيق ابْن عَبَّاس فالمتهم بِهِ عبد الله بن داهر فَإِنَّهُ كَانَ غاليا فِي الرَّفْض

«Что касается пути Ибн ‘Аббаса, то в его [сочинении] обвиняется ‘Абдуллах ибн Дахир, ибо он был крайним рафидитом». См. «аль-Мауду’ат» (1/345).

Сказал имам аль-Укайли:

عَبْدُ اللَّهِ بْنُ دَاهِرٍ الرَّازِيُّ رَافِضِيٌّ خَبِيثٌ

«Абдуллах ибн Дахир ар-Рази — скверный рафидит». См. «ад-Ду’афа» (804).

Сказал хафиз Ибн Хиббан:

عبد الله بن داهر بن يحيى من أهل الرّيّ يروي عَن الْأَعْمَش روى عَنهُ مُحَمَّد بن حميد والرازيون كَانَ مِمَّن يخطء كثيرا حَتَّى خرج عَن حد الِاحْتِجَاج بِهِ فِيمَا لم يوفق الثِّقَات وَالِاعْتِبَار بِمَا وَافق الثِّقَات

«Абдуллах ибн Дахир ибн Яхъя — из числа привержценев [своего] мнения. Он передавал [хадисы] от аль-А’маша. От него передавали Мухаммад ибн Хумейд и [люди] Рея. Он был их тех, кто допускал многочисленные ошибки до такой степени, что его перестали считать доводом в том, в чём он не совпадал с надёжными [передатчиками], и принимали в расчёт то, что совпадало с ними». См. «аль-Маджрухин» (534).

Б)  ‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Куддус — слабый передатчик, рафидит, согласно слову большинства учёных.

Сказал имам Ибн ‘Ади:

حَدَّثَنَا ابن حماد، حَدَّثني عَبد اللَّه بن أحمد، سألتُ يَحْيى بن مَعِين، عَن عَبد الله بن عَبد القدوس فقال ليس بشَيْءٍ رافضي خبيث

«Передал нам Ибн Хаммад, передал мне Абдуллах ибн Ахмад, [что он сказал]: “Я спросил Яхъю ибн Ма’ина об Абдуллахе ибн Абд аль-Куддусе, на что он ответил: “Он — ничто, скверный рафидит”». См. «аль-Камиль» (1008).

Сказал имам ан-Насаи:

عبد الله بن عبد القدوس لَيْسَ بِثِقَة

«‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Куддус — ненадёжный [передатчик]». См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (321).

В) Положение Абу Исхака ас-Саби’и уже было разъяснено в предыдущем пункте.

Г) Положение Ханаша ибн аль-Му’тамира уже было разъяснено в предыдущем пункте.

Оценка учёных:

Сказал имам Ибн ‘Ади об ‘Абдуллахе ибн Дахире:

وعامة ما يرويه في فضائل علي، وهو فيه متّهم

«Он обвиняется в [сочинении] большинства тех [сообщений], которые он передаёт относительно достоинств ‘Али». См. «аль-Камиль» (4/228).

3. Передал имам ат-Табарани:

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ أَبِي خَيْثَمَةَ قَالَ: نَا أَحْمَدُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ سَوَادَةَ الْكُوفِيُّ قَالَ: نَا عَمْرُو بْنُ عَبْدِ الْغَفَّارِ الْفُقَيْمِيُّ، عَنِ الْحَسَنِ بْنِ عَمْرٍو الْفُقَيْمِيِّ، عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ، عَنْ حَنَشِ بْنِ الْمُعْتَمِرِ، عَنْ أَبِي ذَرٍّ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «أَهْلُ بَيْتِي فِيكُمْ كَسَفِينَةِ نُوحٍ عَلَيْهِ السَّلَامُ فِي قَوْمِهِ، مَنْ دَخَلَهَا نَجَا، وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا هَلَكَ»

«Передал нам Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Хейсама, передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Сауада аль-Куфи, передал нам ‘Амр ибн ‘Абд аль-Гаффар аль-Фукайми, от аль-Хасана ибн ‘Амра аль-Фукайми, от Абу Исхака, от Ханаша ибн аль-Му’тамира, от Абу Зарра, что он сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Моё семейство среди вас подобно ковчегу Нуха, мир ему, в его народе. Тот, кто вошёл в него, обрёл спасение, а кто оставил его, погиб!»

Источник:

Этот хадис передал имам ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» (5390).

Разбор иснада:

Этот хадис — выдуманный

А) ’Амр ибн ‘Абд аль-Гаффар — рафидит, выдумывавший хадисы о достоинствах семейства Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Сказал имам Ибн Ади:

عَمْرو بْن عَبد الغفار الفقيمي الكوفي. بن أخي الْحَسَن بْن عَمْرو الفقيمي ليس بالثبت بالحديث حدث بالمناكير في فضائل علي رضي الله عَنْهُ

«Амр ибн Абд аль-Гаффар аль-Фукайми аль-Куфи, сын брата аль-Хасана ибн Амра аль-Фукайми. Его хадисы недостоверные. Он передаёт отвергаемые хадисы относительно достоинств ‘Али, да будет доволен им Аллах». См. «аль-Камиль» (1311).

Также:

وَكَانَ السَّلَفُ يَتَّهِمُونَهُ بِأَنَّهُ يَضَعُ فِي فَضَائِلِ أَهْلِ الْبَيْتِ

«Саляфы обвиняли его в том, что он выдумывал [хадисы] относительно достоинств Ахлю-ль бейт». См. «аль-Камиль» (1311).

Сказал имам аль-‘Укайли:

عَمْرُو بْنُ عَبْدِ الْغَفَّارِ الْفُقَيْمِيُّ مُنْكَرُ الْحَدِيثِ

«Хадисы ‘Амра ибн ‘Абд аль-Гаффара аль-Фукайми являются отвергаемыми». См. «ад-Ду’афа» (1285).

Сказал имам Ибн Абу Хатим:

عمرو بن عبد الغفار ابن اخى الحسن بن عمرو الفقيمى روى عن الاعمش وعمه الحسن بن عمرو وابى حمزة الثمالى روى عنه الحسين بن علي ابن يزيد الصدانى الاكفانى وقتيبة بن سعيد سمعت أبي يقول ذلك وسمعته يقول عمرو بن عبد الغفار ضعيف الحديث متروك الحديث

«‘Амр ибн ‘Абд аль-Гаффар, сын брата аль-Хасана ибн ‘Амра аль-Фукайми. Он передавал от аль-А’маша, своего дяди, аль-Хасана ибн ‘Амра и Абу Хамзы ас-Сумали. От него передавали аль-Хусейн ибн ‘Али ибн Йазид ас-Саддани аль-Икфани и Кутайба ибн Са’ид. Я слышал, как это говорил мой отец. Я [также] слышал, как он говорил: “Хадисы ‘Амра ибн Абд аль-Гаффара являются слабыми и отвергаемыми”». См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (1363).

Сказал Хатыб аль-Багдади:

أَخْبَرَنَا علي بْن مُحَمَّد السمسار، قَالَ: أَخْبَرَنَا عبد اللَّه بْن عثمان، قَالَ: أَخْبَرَنَا مُحَمَّد بْن عمران الصيرفي، قَالَ: حَدَّثَنَا عبد اللَّه بْن علي ابْن المديني، قَالَ: سمعت أبي يقول: عمرو بْن عبد الغفار كان رافضيا، رميت بحديثه، وقد كتبت عنه شيئا، وَقَالَ في موضع آخر: كان رافضيا فتركته للرفض.

«Сообщил нам Али ибн Мухаммад ас-Самсар, сообщил нам Абдуллах ибн Усман, сообщил нам Мухаммад ибн Имран ас-Сайрафи, передал нам Абдуллах ибн Али ибн аль-Мадини, что он сылашл, как его отец говорил: “Амр ибн Абд аль-Гаффар был рафидитов. Я бросил [в сторону] его хадисы, хотя успел записать от него что-то”. И он сказал в другой раз: “Он был рафидитом, поэтому я оставил его за [его] рафидизм”». См. «Тарих аль-Багдад» (14/107), №6613.

Б) Положение Абу Исхака ас-Саби’и было разъяснено в пункте №1.

В) Положение Ханаша ибн аль-Му’тамира было разъяснено в пункте №1.

Оценка учёных:

Сказал имам ат-Табарани, приведя этот хадис:

لَمْ يَرْوِ هَذَا الْحَدِيثَ عَنِ الْحَسَنِ بْنِ عَمْرٍو الْفُقَيْمِيِّ إِلَّا عَمْرُو بْنُ عَبْدِ الْغَفَّارِ 

«Никто не передал этот хадис от аль-Хасана ибн ‘Амра аль-Фукайми, кроме ‘Амра ибн ‘Абд аль-Гаффара». См. «Му’джам аль-Аусат» (5390).

4. Передал имам аль-Аджурри:

وَحَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي دَاوُدَ قَالَ: حَدَّثَنَا عَبَّادُ بْنُ يَعْقُوبَ قَالَ: حَدَّثَنَا عَمْرُو بْنُ ثَابِتٍ , عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ , عَنْ حَنَشِ بْنِ الْمُعْتَمِرِ قَالَ: رَأَيْتُ أَبَا ذَرٍّ وَهُوَ آخِذٌ بِحَلْقَةِ بَابِ الْكَعْبَةِ , فَقُلْتُ: مَا شَأْنُكَ؟ فَقَالَ: مَنْ لَمْ يَعْرِفْنِي , فَأَنَا أَبُو ذَرٍّ , سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّمَا مِثْلُ أَهْلِ بَيْتِي مِثْلُ سَفِينَةِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَهَا نَجَا وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا غَرِقَ»

«Передал нам Абу Бакр ибн Аби Дауд, передал нам ‘Аббад ибн Йакуб, передал нам ‘Амр ибн Сабит, от Абу Исхака, от Ханаша ибн аль-Му’тамира, что он сказал: “Я видел, как Абу Зарр, держал кольцо двери Ка’бы. Я спросил: “Какое у тебя дело?”. Он сказал: “[Если] кто-либо не узнал меня, то я — Абу Зарр. Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “О люди! Моё семейство подобно ковчегу Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрёл спасение, а кто оставил его, утонул!». 

Источник:

Этот хадис передал имам аль-Аджурри в «аш-Шари’а» (1701).

Разбор иснада:

Этот иснад — слабый.

А) Амр ибн Сабит — слабый передатчик, обвиненный в рафидизме.

Сказал имам Ибн Зурайк:

عمرو بن ثابت عن عبد الله بن محمَّد بن عقيل، وعنه عباد بن يعقوب. ضعيف. قاله الدارقطني

«Амр ибн Сабит [передаёт] Абдуллах ибн Мухаммада ибн Укайля, а от него — ‘Аббад ибн Йакуб. Слабый [передатчик]. Об этом говорил ад-Даракутни». См. «Ман такалляма фихи ад-Даракутни» (276).

Сказал шейх Надж Абдуррахман Халяф:

عمرو بن ثابت غير محتج به

«‘Амр ибн Сабит — не является [тем], на кого опираются в качестве довода». См. «Му’джам аль-джарх уа-т та’диль» (358).

Б) ‘Аббад ибн Йакуб — правдивый, однако был призывающим рафидитом, который передавал отвергаемые хадисы о достоинствах Ахлю-ль бейт.

Сказал имам Ибн ‘Ади:

وعباد بن يعقوب معروف في أهل الكوفة وفيه غلو فيما فيه من التشيع وروى أحاديث أنكرت عليه في فضائل أهل البيت

«‘Аббад ибн Йакуб — известный [человек] среди людей Куфы. В нём есть чрезмерность из шиитских [убеждений]. Он передавал хадисы относительно достоинство Ахлю-ль бейт, которые у него не приняли». См. «аль-Камиль» (1180).

В) Положение Абу Исхака ас-Саби’и было разъяснено в пункте №1.

Г) Положение Ханаша ибн аль-Му’тамира было разъяснено в пункте №1.

Д) Кроме всего прочего, этот иснад является запутанным, ибо ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» (5536) передает другой путь этого хадиса, в котором ‘Амр ибн Сабит передает не от Абу Исхака ас-Саби’и, а от Саммака ибн Харба:

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عُثْمَانَ بْنِ أَبِي شَيْبَةَ قَالَ: ثَنَا عَلِيُّ بْنُ حَكِيمٍ الْأَوْدِيُّ قَالَ: ثَنَا عَمْرُو بْنُ ثَابِتٍ، عَنْ سِمَاكِ بْنِ حَرْبٍ، عَنْ حَنَشِ بْنِ الْمُعْتَمِرِ قَالَ: رَأَيْتُ أَبَا ذَرٍّ وَهُوَ آخُذٌ بِحَلْقَةِ الْكَعْبَةِ، وَهُوَ يَقُولُ: أَنَا أَبُو ذَرٍّ الْغِفَارِيُّ، مَنْ لَمْ يَعْرِفْنِي فَأَنَا جُنْدُبٌ الْغِفَارِيُّ، سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «§مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ، مَنْ رَكِبَهَا نَجَا، وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا غَرِقَ»

«Передал нам Мухаммад ибн Усман ибн Аби Шейба, передал нам Али ибн Хаким, аль-Ауди, передал нам ‘Амр ибн Сабит, от Саммака ибн Харба, от Ханаша ибн аль-Му’тамира, что он сказал: “Я видел, как Абу Зарр держал кольцо двери Ка’бы, говоря: “Я — Абу Зарр аль-Гифари, [если] кто-либо меня не узнал. Я — Джундуб аль-Гифари. Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Моё семейство подобно ковчегу Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрёл спасение, а кто оставил его, утонул!».

И этот иснад более правильный, ибо ‘Али ибн аль-Хаким, который сообщил, что ‘Амр ибн Сабит передал от Саммака, гораздо надёжнее, нежели рафидит ‘Аббад ибн Йакуб, который утверждает, что ‘Амр ибн Сабит передал от Абу Исхака, а не от Саммака. 

Возможно это было сделано, чтобы внешне этот хадис выглядел более достоверным, ибо Абу Исхак гораздо надёжнее и точнее, чем Саммак ибн Харб, который очень часто ошибался, и которого считали слабым многие учёные.

Оценка учёных:

Сказал мухаккык книги «аш-Шари’а», доктор ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Сулейман ад-Дамиджи относительно этого хадиса:

إسنده ضعيف فيه أربع علل

«Иснад этого [хадиса] — слабый. В нём 4 недостатка». См. «аль-Шари’а» (3/2215), №1701.

И затем он перечислил недостатки, которые отметили мы.

Прошу обратить ваше внимание, что хоть мы и привели все эти 4 пути отдельно друг от друга, но по сути — это один и тот же путь, основа которого передается от Абу Исхака ас-Саби’и.

И мы уже привели очевидное доказательство, что Абу Исхак не слышал этот хадис непосредственно от Ханаша, а передал его от какого-то мужчины, имя которого сам Абу Исхак не назвал или забыл.

5. Передал имам аль-Аджурри:

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ عَبْدِ الْحَمِيدِ الْوَاسِطِيُّ , حَدَّثَنَا هَارُونُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الْبَزَّازُ قَالَ: حَدَّثَنَا سَيَّارُ بْنُ حَاتِمٍ قَالَ: حَدَّثَنَا جَعْفَرُ بْنُ سُلَيْمَانَ الضُّبَعِيُّ قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو هَارُونَ الْعَبْدِيُّ قَالَ: حَدَّثَنِي شَيْخٌ قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا ذَرٍّ يَقُولُ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «مِثْلُ أَهْلِ بَيْتِي مِثْلُ سَفِينَةِ نُوحٍ عَلَيْهِ السَّلَامُ مَنْ رَكِبَهَا نَجَا وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا هَلَكَ»

«Передал нам Абу Бакр Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абд аль-Хамид аль-Уасыти, передал нам Харун ибн Абдуллах аль-Баззар, передал нам Саийар ибн Хатим, передал нам Джа’фар ибн Сулейман ад-Дубба’и, передал нам Абу Харун аль-Абди, передал мне [мой] шейх, что он слышал, как Абу Зарр говорил: “Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Моё семейство подобно ковчегу Нуха, мир ему. Тот, кто взобрался на него, обрёл спасение, а кто оставил его, погиб!». 

Источник:

Этот хадис имам аль-Аджурри в «аш-Шари’а» (1700).

Разбор иснада:

Этот хадис — ложный

А) Абу Харун аль-‘Абди — это Имара ибн Джувейн, шиитский лжец.

Сказал имам аль-Джузджани:

أبو هارون العبدي عمارة بن جوين كذاب مفتر سمعت سعيد بن عامر يقول مسكين أبو هارون العبدي

«Абу Харун аль-‘Абди, ‘Имара ибн Джувейн — лжец, клеветник. Я слышал, как Са’ид ибн ‘Амир говорил: “Несчастный Абу Харун аль-‘Абди!”». См. «Ахуаль ар-риджаль» (142).

Сказал имам аль-Бухари:

اسْم أبي هَارُون الْعَبْدي عمَارَة بن جُوَيْن الْبَصْرِيّ تَركه يحيى الْقطَّان

«Имя Абу Харуна аль-‘Абди — Имара ибн Джувейн аль-Басри. Яхъя аль-Каттан оставил его». См. «Тарих аль-аусат» (1821).

Сказал имам ан-Насаи:

عمَارَة بن جُوَيْن أَبُو هَارُون الْعَبْدي مَتْرُوك الحَدِيث بَصرِي

«Хадисы Имары ибн Джувейна Абу Харун аль-Абди являются оставленными. [Он] — басрийец». См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (476).

Сказал имам Ибн ‘Ади:

سمعتُ ابن حماد يقول: قَالَ السعدي أَبُو هارون العبدي كذاب مفتر

«Я слышал, как Ибн Хаммад говорил: “Ас-Са’ди сказал: “Абу Харун аль-Абди — лжец, клеветник”». См. «аль-Камиль» (1256).

Также он сказал:

حَدَّثَنَا ابْنُ أَبِي عِصْمَةَ، حَدَّثَنا أَحْمَد بْن أَبِي يَحْيى سَمِعْتُ يَحْيى بن مَعِين يقول أبو هارون العبدي ليس بشَيْءٍ

«Передал нам Ибн Аби ‘Исма, передал нам Ахмад ибн Аби Яхъя, что он слышал, как Яхъя ибн Ма’ин говорил: “Абу Харун аль-Абди — ничто!”». См. «аль-Камиль» (1256).

Б) Абу Харун передал это от своего «шейха», не упомянув кто это и как этого «шейха» зовут, поэтому в иснаде присутствует джахаля (неизвестность).

Оценка учёных:

Сказал мухаккык книги «аш-Шари’а», доктор ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Сулейман ад-Дамиджи, относительно этого хадиса:

إسنده ضعيف جداً

«Иснад этого [хадиса] очень слабый». См. «аль-Шари’а» (3/2214), №1700.

6. Передал имам аль-Баззар:

حَدَّثَنَا عَمْرُو بْنُ عَلِيٍّ، وَالْجَرَّاحُ بْنُ مَخْلَدٍ، وَمُحَمَّدُ بْنُ مَعْمَرٍ، وَاللَّفْظُ لِعَمْرٍو، قَالُوا: نا مُسْلِمُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، قَالَ: نَا الْحَسَنُ بْنُ أَبِي جَعْفَرٍ، عَنْ عَلِيِّ بْنِ زَيْدٍ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْمُسَيَّبِ، عَنْ أَبِي ذَرٍّ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ “: «مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي كَمَثَلِ سَفِينَةِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَ فِيهَا نَجَا، وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا غَرِقَ، وَمَنْ قَاتَلَنَا فِي آخِرِ الزَّمَانِ كَانَ كَمَنْ قَاتَلَ مَعَ الدَّجَّالِ»

«Передали нам ‘Амр ибн ‘Али, аль-Джаррах ибн Махляд, Мухаммад ибн Ма’мар — и текст принадлежит ‘Амру: передал нам Муслим ибн Ибрахима, передал нам аль-Хасан ибн Абу Джа’фар, от ‘Али ибн Зайда, от Са’ида ибн аль-Мусайиба, от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Моё семейство подобно ковчегу Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрел спасение, а тот, кто оставил его, утонул! И тот, кто сражался с нами в конце времен, подобен тому, кто сражался в рядах Даджаля!”». 

Источник:

Этот хадис передал аль-Баззар в своём «Муснаде» (3900), аль-Фасауи в «Ма’рифат уа-т тарих» (1/538), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (2636, 12388), аль-Куда’и в «Муснад аш-шихаб» (2/273-274) и аш-Шаджари в «аль-Амали» (1/151).

Разбор иснада:

Этот хадис — очень слабый

А) Аль-Хасан ибн Абу Джа’фар — это аль-Хасан ибн ‘Аджлян аль-Джуфри, оставленный передатчик, хадисы которого являются слабыми по единогласному мнению.

Сказал имам аль-Бухари:

حَدَّثَنَا مُوسَى بن إِسْمَاعِيل قَالَ مَاتَ فِيهَا حَمَّاد بن سَلمَة والجفري بَينهمَا ثَلَاثَة أشهر وَهُوَ الْحسن بن أبي جَعْفَر الْبَصْرِيّ وَهُوَ الْحسن بن عجلَان أَبُو سعيد ضعفه أَحْمد مُنكر الحَدِيث

«Передал нам Муса ибн Исма’иль, который сказал: “В этом [году] умерли Хаммад ибн Саляма и аль-Джуфри. Между ними — три месяца”. И этот [аль-Джуфри] — это аль-Хасан ибн Аби Джа’фар аль-Басри. Он же — аль-Хасан ибн ‘Аджлян, Абу Са’ид. Его считал слабым Ахмад [ибн Ханбиль] и его хадисы являются отвергаемыми”». См. «Тарих аль-Аусат» (2185).

Сказал имам Ибн ‘Ади:

سمعتُ ابن حماد يقول: قال السعدي الحسن بن أبي جعفر ضعيف واهي الحديث

«Я слышал, как Ибн Хаммад говорил: “Ас-Са’ди сказал: “аль-Хасан ибн Аби Джа’фар — слабый [передатчик], хадисы которого слабые”». См. «аль-Камиль» (447).

Сказал имам аль-Укайли:

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عِيسَى قَالَ: حَدَّثَنَا الْعَبَّاسُ بْنُ مُحَمَّدٍ قَالَ: سَمِعْتُ يَحْيَى بْنَ مَعِينٍ يَقُولُ: الْحَسَنُ بْنُ أَبِي جَعْفَرٍ الْجُفْرِيُّ لَيْسَ بِشَيْءٍ

«Передал нам Мухаммад ибн ‘Иса, передал нам аль-‘Аббас ибн Мухаммад, что он слышал, как Яхъя ибн Ма’ин говорил: “Аль-Хасан ибн Аби Джа’фар аль-Джуфри — ничто”». См. «ад-Ду’афа» (270).

Также он сказал:

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عِيسَى قَالَ: حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَلِيٍّ الْوَرَّاقُ قَالَ: سَأَلْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عَنِ الْحَسَنِ بْنِ أَبِي جَعْفَرٍ فَقَالَ: ضَعِيفٌ

«Передал нам Мухаммад ибн ‘Иса, передал нам Мухаммад ибн Али аль-Уаррак, что он спросил Абу Абдуллаха [Ахмада ибн Ханбаля] об аль-Хасане ибн Аби Джа’фаре, на что он сказал: “Слабый [передатчик]”». См. «ад-Ду’афа» (270).

Б) ‘Али ибн Зайд — это ибн Джуд’ан, слабый передатчик и вдобавок рафидит.

Сказал имам Ибн ‘Ади:

حَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ الْعَبَّاسِ، حَدَّثَنا أيوب بْن إسحاق، قَالَ: سَمِعْتُ مُحَمد بن المنهال يقول سَمِعْتُ يَزِيدَ بْنَ زُرَيْعٍ يَقُولُ لقد رأيت علي بْن زيد ولم أحمل عَنْهُ فَإِنَّهُ كَانَ رافضيا

«Передал нам Муса ибн ал-‘Аббас, передал нам Аюб ибн Исхак, что он слышал, как Мухаммад ибн аль-Минхаль говорил: “Я слышал, как Йазид ибн Зурай’ сказал: “Я видел ‘Али ибн Зайда и не стал брать от него что-либо, ибо он был рафидитом”». См. «аль-Камиль» (1351).

Также сказал:

حَدَّثَنَا زَكَرِيَّا بْن جعفر الرملي، حَدَّثَنا أيوب بْن سليمان بْن سافري، قالَ: سَألتُ أَحْمَد بْن حنبل عَن علي بْن زيد فَقَالَ ليس بشَيْءٍ

«Передал нам Закария ибн Джа’фар ар-Рамли, передал нам Аюб ибн Сулейман ас-Сафири, что он спросил Ахмада ибн Ханбаля об Али ибн Зайде, на что он сказал: “Он — ничто”». См. «аль-Камиль» (1351).

Сказал имам ‘Аббас ад-Даури:

سَمِعت يحيى يَقُول عَليّ بن زيد لَيْسَ بِحجَّة

«Я слышал, как Яхъя [ибн Ма’ин] говорил: “Али ибн Зайд не является доводом”». См. «Тарих ибн Ма’ин» (4699).

Сказал имам Ибн Абу Хатим:

سألت ابى عن على بن زيد فقال ليس بقوي يكتب حديثه ولا يحتج به وهو أحب إلى من يزيد بن ابى زياد وكان ضريرا وكان يتشيع

«Я спросил своего отца [Абу Хатима ар-Рази] об ‘Али ибн Зайде, на что он сказал: “Не сильный [передатчик]. Его хадисы записываются, однако на них не опираются в качестве довода. И он милее для меня, чем Йазид ибн Абу Зияд. Он был слепым и был шиитом”». См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (1021).

Также сказал:

سألت ابا زرعة عن علي بن زيد بن جدعان فقال ليس بقوى

«Я спросил Абу Зур’у [ар-Рази] об ‘Али ибн Зайде, на что он сказал: “Не сильный [передатчик]”». См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (1021).

Оценка учёных:

Сказал имам аль-Баззар, после того, как привел этот хадис:

وَهَذَا الْكَلَامُ لَا نَعْلَمُهُ يُرْوَى عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَّا عَنْ أَبِي ذَرٍّ مِنْ هَذَا الْوَجْهِ، وَلَا نَعْلَمُ تَابَعَ الْحَسَنَ بْنَ أَبِي جَعْفَرٍ عَلَى هَذَا الْحَدِيثَ أَحَدٌ

«Мы не знаем, чтобы эту речь передавали от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кроме как от Абу Зарра по этому пути. И мы не знаем, чтобы кто-то последовал за аль-Хасаном ибн Абу Джа’фаром в этом хадисе». См. «Муснад» аль-Баззара (3900).

Сказал имам аль-Хейсами насчёт этого хадиса:

رواه البزار، والطبرانى فى الثلاثة، وفى إسناد البزار الحسن بن أبى جعفر الجفرى، وفى إسناد الطبرانى عبد الله بن دهر، وهما متروكان. 

«Этот [хадис] привели аль-Баззар и ат-Табарани в трех [местах]. В иснаде [версии] аль-Баззара есть аль-Хасан ибн Аби Джа’фар аль-Джуфри, а в иснаде ат-Табарани есть ‘Абдуллах ибн Дахир. Оба они являются оставленными [передатчиками]». См. «Маджма’ аз-зауаид» (9/189), №14978.

7. Передал хафиз Абу Шейх аль-Асбахани:

أَخْبَرَنَا أَبُو يَعْلَى، ثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ بْنِ أَبَانَ، ثَنَا عَبْدُ الْكَرِيمِ بْنُ هِلَالٍ الْقُرَشِيُّ، قَالَ: أَخْبَرَنِي أَسْلَمُ الْمَكِّيُّ، ثَنَا أَبُو الطُّفَيْلِ، أَنَّهُ رَأَى أَبَا ذَرٍّ قَائِمًا عَلَى هَذَا الْبَابِ وَهُوَ يُنَادِي، أَلَا مَنْ عَرَفَنِي فَقَدْ عَرَفَنِي، وَمَنْ لَمْ يَعْرِفْنِي فَأَنَا جُنْدُبٌ، أَلَا وَأَنَا أَبُو ذَرٍّ، سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ، مَنْ رَكِبَ فِيهَا نَجَا وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا غَرِقَ»

«Сообщил нам Абу Йа’ля, передал нам ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Абан, передал нам ‘Абд аль-Карим ибн Халляль аль-Кураши, сообщил мне Аслям аль-Макки, передал нам Абу ат-Туфайль, что он видел, как Абу Зарр, стоя у этой двери [Ка’бы], восклицал: “Разве не узнал меня тот, кто узнал? А если кто-либо не узнал меня, то я — Джундуб, и я — Абу Зарр. Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Моё семейство подобно ковчегу Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрёл спасение, а кто оставил его, утонул!».

Источник:

Этот хадис передал Абу Шейх аль-Асбахани в «аль-Амсаль» (333).

Разбор иснада:

Этот хадис — отвергаемый.

А) ‘Абд аль-Карим ибн Халляль — неизвестный передатчик.

Сказал имам аз-Захаби:

عبد الْكَرِيم بن هِلَال لَا يدرى من هُوَ ضعفه أَيْضا الْأَزْدِيّ

«‘Абд аль-Карим ибн Халляль — неизвестно кто это. Кроме того, аль-Азди посчитал его слабым». См. «аль-Мугни фи-д ду’афа» (3786).

Сказал хафиз Ибн Хаджар:

عبد الكريم بن هلال لا يدرى من هو

«Абд аль-Карим ибн Халляль — неизвестно кто это». См. «Лисан аль-мизан» (4877).

Б) Аслям аль-Макки — это Ибн Сулейм. Это также неизвестный передатчик, и никто не посчитал его надёжным, кроме Ибн Хиббана, согласно его методологии считать надёжными всех неизвестных.

Оценка учёных:

Сказал хафиз Ибн Хаджар об этом хадисе:

ضعيف بهذا الإِسناد لجهالة عبد الكريم بن هلال، والله أعلم

«[Этот хадис] слабый через этот иснад из-за неизвестности ‘Абд аль-Карима ибн Халляля. Аллах же знает лучше». См. «Маталиб аль-‘алия» (3973).


Путь Ибн ‘Аббаса

8. Передал имам аль-Баззар: 

حَدَّثنا مُحَمد بن مَعْمَر، قَال: حَدَّثنا مسلم بن إبراهيم، قَال: حَدَّثنا الحسن بن أبي جعفر، قَال: حَدَّثنا أَبُو الصَّهْبَاءِ، عَن سَعِيد بْنِ جُبَير، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، رَضِي اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَالَ رَسُول اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيه وَسَلَّم: مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَ فِيهَا نَجَا، وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا غَرِقَ.

«Передал нам Мухаммад ибн Ма’мар, передал нам Муслим ибн Ибрахим, передал нам аль-Хасан ибн Аби Джа’фар, передал нам Абу-с Сабха, от Са’ида ибн Джубейра, от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Моё семейство подобно ковчегу Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрел спасение, а тот, кто оставил его, утонул!».

Источник:

Этот хадис передал аль-Баззар в «Муснаде» (5142), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (2638), аль-Куда’и в «Муснад аш-шихаб» (2/273) и Абу Ну’айм в «Хильят уль-аулия» (4/306).

Разбор иснада:

Этот хадис — очень слабый. В его иснаде аль-Хасан ибн Аби Джа’фар аль-Джуфри, хадисы которого являются отвергаемыми. Мы уже приводили слова учёных на его счёт в пункте №6.

Оценка учёных:

Сказал имам аль-Хейсами:

رواه البزار و الطبراني. و فيه الحسن بن أبي جعفر و هو متروك

«Этот [хадис] передали аль-Баззар и ат-Табарани. В [иснаде] есть аль-Хасан ибн Аби Джа’фар, а он — оставленный [передатчик]». См. «Маджма’ аз-зауаид» (8/189).

Сказал хафиз аль-Баззар относительно этого хадиса:

وَهَذَا الْحَدِيثُ لا نعلَمُ أحَدًا رَوَاهُ إلاَّ الْحَسَنُ بْنُ أَبِي جَعْفَرٍ، وَالحَسن لَمْ يَكُنْ بِالْقَوِيِّ، وَقَدْ حَدَّثَ عَنْهُ جَمَاعَةٌ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ، وَاحْتَمَلُوا حَدِيثَهُ، وَكان أَحَدَ الْعُبَّادِ

«Мы не знаем, чтобы этот хадис передавал кто-либо, кроме аль-Хасана ибн Аби Джа’фара. Аль-Хасан же не является сильным [передатчиком], и от него передавала группа обладателей знания, беря его хадисы, и он был одним из поклоняющихся». См. «Муснад» (5142).

Сказал хафиз Абу Ну’айм аль-Асбахани об этом хадисе:

غريب من حديث سعيد، لم نكتبه إلا من هذا الوجه

«Неизвестен среди хадисов Са’ида [ибн Джубейр]. Он передаётся только по этому пути». См. «Хильят уль-аулия» (4/306).


Путь Абу Са’ида аль-Худри

9. Передал имам ат-Табарани: 

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ رَبِيعَةَ الْكِلَابِيُّ قَالَ: نا أَبِي قَالَ: نا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ أَبِي حَمَّادٍ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ الصَّائِغِ، عَنْ عَطِيَّةَ، عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «إِنَّمَا مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ، مَنْ رَكِبَهَا نَجَا، وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا غَرِقَ. إِنَّمَا مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي فِيكُمْ مَثَلُ بَابِ حِطَّةٍ فِي بَنِي إِسْرَائِيلَ، مَنْ دَخَلَ غُفِرَ لَهُ»

«Передал нам Мухаммад ибн ‘Абд аль-‘Азиз ибн Мухаммад ибн Раби’а аль-Кулляби, передал нам мой отец [‘Абд аль-‘Азиз ибн Мухаммад ибн Раби’а], передал нам ‘Абд ар-Рахман ибн Аби Хаммад, от Абу Салямы ас-Саига, от ‘Атыйи, от Абу Са’ида аль-Худри, что он сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Воистину, моё семейство подобно ковчегу Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрёл спасение, а кто оставил его, утонул. Моё семейство среди вас подобно вратам прощения среди сынов Исраиля. Тот, кто войдет [в него], тому будут прощены [его грехи]».

Источник:

Этот хадис передал ат-Табарани в «Муджам аль-Аусат» (5780), «Муджам ас-Сагъир» (825) и аш-Шаджари в «аль-Амали» (1/152-153).

Разбор иснада:

Этот хадис — крайне слабый.

А) ‘Абд аль-Азиз ибн Мухаммад ибн Раби’а — абсолютно неизвестный передатчик. Его биографии не существует.

Б) Абд ар-Рахман ибн Аби Хаммад — это Шукайль аль-Куфи аль-Мукри. Этот передатчик также неизвестен. Его биографию упоминает Ибн Абу Хатим ар-Рази в «Джарх уа-т та’диль» (5/244), однако не даёт ему какую-либо оценку. То же самое делает Ибн Нукта в «Такмиля аль-икмаль» (3/199).

В) Абу Саляма ас-Саиг — также неизвестный передатчик. 

Сказал имам Ибн Абу Хатим:

أبو سلمة الصائغ سمعت أبي يقول: هو شيخ مجهول 

«Абу Саляма ас-Саиг. Я слышал, как мой отец говорил [о нём]: “Он неизвестный мужчина”». См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (9/384).

Г) ‘Атыйя — это Ибн Са’ид аль-Ауфи. Единогласно слабый передатчик.

Сказал хафиз Ибн аль-Джаузи:

أما عَطِيَّة فَاجْتمعُوا على تَضْعِيفه

«Что касается ‘Атыйи, то он является слабым по единогласному мнению». См. «аль-Мауду’ат» (1/368).

Оценка учёных:

Сказал имам аль-Хейсами об этом хадисе:

رَوَاهُ الطَّبَرَانِيُّ فِي الصَّغِيرِ وَالْأَوْسَطِ، وَفِيهِ جَمَاعَةٌ لَمْ أَعْرِفْهُمْ

«Этот [хадис] передал ат-Табарани в “ас-Сагъир” и “аль-Аусат”, и в его [иснаде] группа [передатчиков], которые мне неизвестны». См. «Маджма’ аз-зауаид» (9/168), №14981.


Путь Анаса ибн Малика

10. Передал Хатыб аль-Багдади: 

أَخْبَرَنَا النَّجَّارُ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو الْحَسَنِ عَلِيُّ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ شَدَّادٍ الْمُطَرِّزُ، قَالَ: حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ سُلَيْمَانَ الْبَاغَنْدِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو شَرِيكٍ الْقَطِيعِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ بِمَكَّةَ، وَعيِسَى بْنُ وَاقِدٍ، عَنْ أَبَانِ بْنِ أَبِي عَيَّاشٍ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّمَا مَثَلِي وَمَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي كَسَفِينَةِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَهَا؛ نَجَا وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا؛ غَرِقَ

«Сообщил нам ан-Наджар, передал нам Абу-ль Хасан ‘Али ибн Мухаммад ибн Шаддад аль-Мутарриз, передал нам Мухаммад ибн Мухаммад ибн Сулейман аль-Баганди, передал нам Абу Шурейк аль-Каты’и, передал нам Хаммад ибн Зайд аль-Макки и ‘Иса ибн Уакид, от Абана ибн Аби ‘Айаша, от Анаса ибн Малика, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Воистину, моё семейство подобно ковчегу Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрёл спасение, а тот, кто оставил его, утонул».

Источник:

Этот хадис Хатыб аль-Багдади в «Тарих аль-Багдад» (6460).

Разбор иснада:

Этот хадис — выдуманный.

А) Абу-ль Хасан ‘Али ибн Мухаммад ибн Шаддад — неизвестный передатчик. Его имя встречается только в этом иснаде, и Хатыб аль-Багдади приведя его биографию, не дал ему какую-либо оценку.

Б) Абу Шурейк аль-Каты’и — неясно кто это. Мы не смогли найти его биографию.

В) Абан ибн Аби ‘Айяш — лжец, оставленный передатчик. 

Сказал хафиз Ибн Хиббан:

سَمِعْتُ مُحَمَّدَ بْنَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ يَقُولُ سَمِعْتُ الْحُسَيْنَ بْنَ الْفَرَجِ يَقُولُ عَنْ سُلَيْمَانَ بن حَرْب عَن حَمَّاد بن زيد قَالَ جَاءَنِي أبان بن أبي عَيَّاش فَقَالَ أحب أَن تكلم شُعْبَة أَن يكف عني قَالَ فكلمته فَكف عَنهُ أَيَّامًا فَأَتَانِي فِي بعض اللَّيْل فَقَالَ إِنَّك سَأَلتنِي أَن أكف عَن أبان وَأَنه لَا يحل الْكَفّ عَنهُ فَإِنَّهُ يكذب على رَسُول اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«Я слышал Мухаммада ибн ‘Абдуррахмана, который сказал, что слышал аль-Хусейна ибн аль-Фараджа, от Сулеймана ибн Харба, от Хаммада ибн Зияда, что он сказал: “Ко мне пришел Абан ибн Аби ‘Айаш, говоря: “Мне лучше, чтобы ты поговорил с Шу’бой, дабы он оставил меня в покое”, поэтому я поговорил с ним. Он отстал от него на несколько дней, но затем пришел ко мне в одну ночь и сказал: “Воистину, ты попросил меня отстать от Абана, однако не дозволено оставлять его в покое, ибо он лжет на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!”». См. «аль-Маджрухин» (1/90).

Сказал Ибн ‘Ади:

حَدَّثَنَا أَحْمَد بْنُ مُحَمد بْنِ شَبِيبٍ، حَدَّثَنا أَحْمَدُ بْنُ أَسَدٍ أَبُو جَعْفَرٍ، حَدَّثَنا شُعَيب بْن حرب، قَالَ: سَمِعْتُ شُعْبَة يَقُولُ لأن أشرب من بول حمار حتى أروى أحب الي من حديث أَبَان بْن أَبِي عياش.

«Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Шабиб, передал нам Ахмад ибн Асад Абу Джа’фар, передал нам Шу’айб ибн Харб, который слышал, как Шу’ба говорил: “Выпить ослиную мочу, пока я не утолю свою жажду любимее для меня, чем хадисы Абана ибн Аби ‘Айаша!”». См. «аль-Камиль фи-д-ду’афа» (1/381).

Сказал имам ‘Абдуллах ибн Ахмад:

سَأَلته عَن أبان بن أبي عَيَّاش فَقَالَ مَتْرُوك الحَدِيث ترك النَّاس حَدِيثه مذ دهر من الدَّهْر

«Я спросил [Ахмада ибн Ханбаля] об Абане ибн Аби ‘Айаше, на что он сказал: “Его хадисы — оставленные. Люди оставляли его хадисы эпоха за эпохой”». См. «аль-‘Иляль» (872).

Сказал имам Ибн Аби Шейба:

وَسَأَلت عليا عَن أبان بن أبي عَيَّاش فَقَالَ كَانَ ضَعِيفا ضَعِيفا عندنَا

«Я спросил ‘Али [ибн аль-Мадини] об Абане ибн Аби ‘Айаше, на что он сказал: “Он был слабым, слабым у нас!”». См. «Суалят Ибн Аби Шейба» (17).


Путь Абу ат-Туфейля

11. Передал имам ад-Дауляби: 

حَدَّثَنِي رَوْحُ بْنُ الْفَرَجِ قَالَ:، ثَنَا يَحْيَى بْنُ سُلَيْمَانَ أَبُو سَعِيدٍ الْجُعْفِيُّ قَالَ:، ثَنَا عَبْدُ الْكَرِيمِ بْنُ هِلَالٍ الْجُعْفِيُّ أَنَّهُ سَمِعَ أَسْلَمَ الْمَكِّيَّ قَالَ: أَخْبَرَنِي أَبُو الطُّفَيْلِ عَامِرُ بْنُ وَاثِلَةَ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَهَا نَجَا وَمَنْ تَرَكَهَا غَرِقَ»

«Передал мне Рух ибн аль-Фарадж, передал нам Яхъя ибн Сулейман Абу Саид аль-Джу’фи, передал нам Абд аль-Карим ибн Халляль аль-Джу’фи, что он слышал, Асляма аль-Макки, который говорил: передал мне Абу ат-Туфейль Амир ибн Уасиля, который сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Моё семейство подобно ковчегу Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрёл спасение, а тот, кто оставил его, утонул!».

Источник:

Этот хадис передал ад-Дауляби в «аль-Куна уа-ль асма» (419).

Разбор иснада:

Этот хадис — отвергаемый.

А ) Мы уже приводили похожий иснад в пункте №7, однако там Абу ат-Туфейль передаёт этот хадис от Абу Зарра, а не говорит, что слышал это непосредственно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 

Вероятнее всего, что эта ошибка связана с передатчиком по имени Яхъя ибн Сулейман, ибо ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Абан, который также передал этот хадис от ‘Абд аль-Карима ибн Халляля, и который является более точным и надёжным передатчиком, передаёт его от Абу ат-Туфейля от Абу Зарра. 

Яхъя ибн Сулейман же заявляет, что Абу ат-Туфейль слышал этот хадис непосредственно от самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тем самым, идя в противоречие более сильному и точному передатчику.

Это явная ошибка в иснаде. Значит, данный хадис также передается от Абу Зарра, а не от самого Абу ат-Туфейля.

Б) ‘Абд аль-Карим ибн Халляль — неизвестный передатчик, об этом уже упоминалось.

В) Аслям аль-Макки — также неизвестный передатчик, об этом уже упоминалось.


Путь Абдуллаха ибн аз-Зубайра

12. Передал аль-Баззар:

حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ مُعَلَّى بْنِ مَنْصُورٍ، ثنا ابْنُ أَبِي مَرْيَمَ، ثنا ابْنُ لَهِيعَةَ، عَنْ أَبِي الأَسْوَدِ، عَنْ عَامِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الزُّبَيْرِ، عَنْ أَبِيهِ: أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ، مَنْ رَكِبَهَا سَلِمَ وَمَنْ تَرَكَهَا غَرِقَ»

«Передал нам Яхъя ибн Му’алля ибн Мансур, передал нам Ибн Аби Марьям, передал нам Ибн Ляхи’а, от Абу-ль Асуада, от ‘Амира ибн Абдуллаха ибн аз-Зубайра, от его отца, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Моё семейство подобно ковчегу Нуха. Тот, кто взобрался на него, обрёл спасение, а тот, кто оставил его, утонул!». 

Источник:

Этот хадис передал аль-Баззар в своём «Муснаде», как об этом сообщил имам аль-Хейсами в «Кашф аль-устар» (2613), однако в современной копии «Муснада» аль-Баззара этого хадиса нет.

Разбор иснада:

Этот хадис — слабый.

Ибн Ляхи’а — слабый передатчик, который много ошибался, передавая хадисы по памяти после того, как его книги сгорели. Кроме того, он был мудаллисом, и этот хадис он как раз передаёт со словом «от» (عن).

Сказал имам Ибн Абу Хатим:

سألت أبي وأبا زرعة عن ابن لهيعة والأفريقي أيهما أحب إليكما. فقالا: جميعا ضعيفان، بين الإفريقي وابن لهيعة كثير، أما ابن لهيعة فأمره مضطرب، يكتب حديثه على الاعتبار.

«Я спросил своего отца и Абу Зур’у об Ибн Ляхи’а и аль-Ифрики — какой из них любимее для них? Они сказали: “Оба [передатчика] являются слабыми. Между аль-Ифрики и Ибн Ляхи’а значительная [разница]. Что касается Ибн Ляхи’а, то его положение запутанное. Его хадисы записываются с точки зрения принятия во внимания”». См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (682).

Также сказал:

نا حرب بن إسماعيل الكرماني فيما كتب إلى قال سألت أحمد بن حنبل عن ابن لهيعة فضعفه

«Передал нам Харб ибн Исма’иль аль-Кирмани, согласно тому, что он написал мне, что он спросил Ахмада ибн Ханбаля об Ибн Ляхи’е, и тот посчитал его слабым». См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (682).

Также сказал:

نا صالح بن أحمد بن حنبل نا علي – يعني ابن المديني قال سمعت عبد الرحمن بن مهدي وقيل له نحمل عن ابن لهيعة قال: لا، لا تحمل عنه قليلا ولا كثيرا

«Передал нам Салих ибн Ахмад ибн Ханбаль, передал нам ‘Али ибн аль-Мадини, что он слышал, как ‘Абдуррахману ибн Махди сказали: “Мы берём [хадисы] от Ибн Ляхи’а”, на что он сказал: “Нет, не берите от него [хадисы] ни в малом, ни в большом количестве!”». См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (682).

Сказала хафиз Ибн Хиббан:

 عبد الله بن لَهِيعَة بن عقبَة الْحَضْرَمِيّ الغافقي قَاضِي مصر كنيته أَبُو عبد الرَّحْمَن يروي عَن الْأَعْرَج وَأبي الزبير روى عَنهُ بن الْمُبَارك وَابْن وهب كَانَ مولده سنة سِتّ وَتِسْعين وَمَات سنة أَربع وَسبعين وَمِائَة وَصلى عَلَيْهِ دَاوُد بن يزِيد بن حَاتِم وَكَانَ شَيخا صَالح وَلكنه كَانَ يُدَلس عَن الضُّعَفَاء قبل احتراق كتبه ثمَّ احترقت كتبه فِي سنة سبعين وَمِائَة قبل مَوته بِأَرْبَع سِنِين

«‘Абдуллах ибн Ляхи’а ибн ‘Укба аль-Хадрами аль-Гафики. Судья Египта. Его кунья — Абу Абд ар-Рахман. Он передавал от аль-А’раджа, Абу аз-Зубайра, а от него передавали Ибн аль-Мубарак и Ибн Уахб. Он родился в 96 году, а умер в 174 году. За ним провел [заупокойную] молитву Дауд ибн Йазид ибн Хатим. Он был праведным шейхом, однако совершал тадлис от слабых [передатчиков даже] перед тем, как его книги сгорели. Затем за 4 году до его смерти, его книги сгорели в 170 году». См. «аль-Маджрухин» (538).

И пожалуй, именно версия ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра — самое сильное в этом разделе, однако даже она имеет слабый иснад.


Путь ‘Али ибн Абу Талиба

13. Передал имам Ибн Аби Шейба :

حَدَّثَنَا مُعَاوِيَةُ بْنُ هِشَامٍ قَالَ: ثنا عَمَّارٌ عَنِ الْأَعْمَشِ عَنِ الْمِنْهَالِ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْحَارِثِ عَنْ عَلِيٍّ قَالَ: «إِنَّمَا مَثَلُنَا فِي هَذِهِ الْأُمَّةِ كَسَفِينَةِ نُوحٍ وَكِتَابِ حِطَّةٍ فِي بَنِي إِسْرَائِيلَ»

«Передал нам Му’авия ибн Хишам, передал нам ‘Аммар, от аль-А’маша, от аль-Минхаля, от ‘Абдуллаха ибн аль-Хариса, от ‘Али, что он сказал: “Воистину, мы подобны ковчегу Нуха в этой общине и Книге прощения среди сыновей Исраиля”».

Источник:

Этот хадис передал Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» (32115).

Эти слова уже принадлежат самому ‘Али ибн Абу Талибу и в нём нет упоминания семейства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 

Что касается местоимения «мы», то под ним имеется ввиду все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, включая Ахлю-ль бейт.


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *