1. Приводят рафидиты следующий хадис:

Итак, ибн Хаджар аль-Аскаляни передает:

حدثنا الفضل هو أبو نعيم ، ثنا فطر بن خليفة ، أخبرني حبيب بن أبي ثابت، قال: سمعت ثعلبة بن يزيد، قال :سمعت عليا رضي الله عنه، يقول : والله إنه لعهد النبي الأمي صلى الله عليه وسلم: سيغدرونك من بعدي

“Фадль Абу Нуейм – Фатр ибн Халифа – Хабиб ибн Аби Сабит – Са’ляба ибн Язид – Али:

«Клянусь Аллахом, поистине, завещал мне Пророк Умми следующее: «В скором времени после меня они предадут тебя!».».

(Маталиб аль-Алия, 3919)

Иснад этого хадиса слабый, как это пишет сам Ибн Хаджар после приведения этого хадиса:

ضعيف بهذا الإِسناد لحال فطر بن خليفة، وثعلبة بن يزيد فإنهما صدوقان متشيّعان، وهذا الحديث يؤيد بدعتهما فهو ضعيف

✍️ «Слабый по этому иснаду из-за состояния Фатра ибн Халифы и Са’лябы ибн Йазида, ибо они оба правдивые шииты, а этот хадис поддерживает их призыв, поэтому он слабый».

📖 См. «Маталиб аль-‘алия» (3919).

Добавлю к словам Ибн Хаджара, что передатчик Са’ляба ибн Йазид является слабым, который часто уединялся в передаче от ‘Али.

1. Сказал имам аль-Бухари:

ثَعْلَبَةُ بْنُ يَزِيدَ الْحِمَّانِيُّ سَمِعَ عَلِيًّا رَوَى عَنْهُ حبيب ابن أَبِي ثَابِتٍ، يُعَدُّ فِي الْكُوفِيِّينَ، فِيهِ نَظَرٌ – قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِعَلِيٍّ: إِنَّ الأُمَّةَ سَتَغْدُرُ بِكَ، وَلا يتابع عليه

✍️ «Са’ляба ибн Йазид аль-Химмани. Слышал ‘Али. От него передавал Хубайб ибн Аби Сабит. Считается одним из куфийцев. В нём есть разногласие. [Он передал, что] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Али: “Воистину, умма предаст тебя”. За ним не следуют».

📖 См. «Тарих аль-кабир» (2090).

Любой, кто знаком с терминологией аль-Бухари знает, что его слова: «В нём разногласие» указывает на сильную степень слабости.

2. Сказал Ибн аль-Джаузи:

ثَعْلَبَة بْن يَزِيد الْحمانِي من أهل الْكُوفَة يَرْوِي عَن عَلِي روى عَنْهُ حبيب بْن أَبِي ثَابت كَانَ غاليا فِي التَّشَيُّع لَا يحْتَج بأخباره الَّتِي يتفرد بِهَا عَن عَلِي

✍️ «Са’ляба ибн Йазид аль-Химмани, из людей Куфы. Он передавал от ‘Али, а от него передавал Хубайб ибн Аби Сабит. Он был крайним шиитом. На его сообщения, в которых он уединился от ‘Али, не опираются».

📖 См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (619).


2. Также приводят рафидиты:

Хаким передает схожий риваят по другому иснаду:

“حدثنا أبو حفص عمر بن أحمد الجمحي بمكة ثنا علي بن عبد العزيز ثنا عمرو بن عون ثنا هشيم عن إسماعيل بن سالم عن أبي إدريس الأودي عن علي رضي الله عنه قال إن مما عهد إلي النبي صلى الله عليه وسلم أن الأمة ستغدر بي بعده”

“Абу Хафс Умар ибн Ахмад – Али ибн Абд аль-Азиз – Амру ибн Аун – Хашим ибн Исмаил ибн Салим – Аби Идрис аль-Ауди – Али:

«Одним из обещаний что дал мне Пророк было то, что умма предаст меня вскоре после него». 

Затем Хаким говорит: Сахих

Захаби соглашается: Сахих. 

(Мустадрак аля Сахихейн, 4676)

Этот хадис слабый, ибо передатчик Абу Идрис аль-Ауди является неизвестным.

📚 Говорит шейх аль-Альбани, возражая оценкам аль-Хакима и аз-Захаби:

قلت: وفيه نظر؛ فإن أبا إدريس هذا لم أعرف اسمه،ولم أجد من وثقه؛ إلا يكون ابن حبان! فليراجع كتابه “الثقات”،فقد أورده البخاري في “التاريخ” (9/ 6)،وابن حاتم في “الجرح والتعديل” (4/ 2/ 334) من رواية أبي مسلمة عنه،ولم يذكرا فيه جرحا ولا تعديلا

✍️ «Я говорю: это спорно, ведь, поистине, я не знаю имени этого Абу Идриса, и не нашел того, кто его посчитал надежным, кроме Ибн Хиббана. Вернись к его книге “ас-Сикат”. Его биографию также привел аль-Бухари в «Тарих» (9/6) и Ибн Аби Хатим в «аль-Джарх уа-т та’диль» (4/2/334) из риваята Абу Маслямы от него, не упомянув о нём ни слова критики, ни похвалы».

📖 См. «Сильсиля ад-да’ифа» (1/552).

Что касается Ибн Хиббана, то он был известен своей методологией удостоверения неизвестных передатчиков, ибо в его понимании, основа в мусульманине — это надёжность, поэтому его слова не принимаются в расчёт.


3. Также приводят рафидиты:

И еще один риваят из Мустадрака:

عن حيان الأسدي سمعت عليا يقول قال لي رسول الله صلى الله عليه وسلم إن الأمة ستغدر بك بعدي وأنت تعيش على ملتي وتقتل على سنتي من أحبك أحبني ومن أبغضك أبغضني وإن هذه ستخضب من هذا يعني لحيته من رأسه

“Передает Хайан аль-Асади: «Я слышал, как Али говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и род его, сказал мне: «Поистине, умма предаст тебя вскоре после меня. Жизнь твоя будет на моей религии и убит ты будешь на моей сунне. Кто бы ни любил тебя – он любит меня, кто бы ни ненавидел – ненавидит и меня. Поистине, скоро будет окрашена она» – имея в виду бороду (т.е. кровью) из раны на голове».»”

Хаким: Сахих

Захаби: Сахих”

(Мустадрак, 4686)

У этого хадиса вообще нет иснада. Аль-Хаким передал его в подвешенной форме (му’алляк) и написал после самого хадиса «сахих».

Неизвестно, ошибся ли он, или просто дал уже предварительную оценку.

Что касается слов аз-Захаби, то это уже ошибка того, кто напечатал книгу аль-Хакима.

Возможно, напечатавший книгу, скопировал его не из рукописи “Мустадарака”, а сразу из рукописи “Тальхиса”, чтобы было удобно смотреть комментарий аз-Захаби, и посчитал, что слово «сахих» принадлежит аз-Захаби. И получилось так, что как будто бы и аль-Хаким, и аз-Захаби сказали просто «сахих», что явная ошибка.

Так или иначе, у этого хадис нет иснада, поэтому он никак не может быть сахих.


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *