С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам.

А затем:

В книгах приверженцев Сунны существует хадис, который гласит, что когда был ниспослан аят:

«Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния,
они — наилучшие творения»

(Коран 98:7)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ‘Али и сказал:

«О ‘Али, это — ты и твои шииты!»

В этой статье мы разберём все цепочки передатчиков этого хадиса и разъясним его ложность.


Путь Мухаммада ибн ‘Али аль-Бакыра

1. Привёл имам Абу Джа’фар ат-Табари (ум. 310 г.х.):

وقد:حدثنا ابن حميد، قال: ثنا عيسى بن فرقد، عن أبي الجارود، عن محمد بن عليّ (أُولَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ) فقال النبي صلى الله عليه وسلم: أنْتَ يا عَلي وَشِيعَتُكَ

«Передал нам Ибн Хумейд, передал нам ‘Иса ибн Фаркад, от Абу-ль Джаруда, от Мухаммада ибн ‘Али: {они — наилучшие творения}, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О ‘Али, [это] — ты и твои шииты!”».

📚 См. «Джами’ аль-баян» (24/542), изд. «Дар ат-тарбия».

Оценка:

Этот хадис выдуманный.

1. Абу-ль Джаруд — рафидит, лжец.

▪︎ Привёл имам Ибн ‘Ади (ум. 365 г.х.):

حَدَّثَنَا ابن حماد، حَدَّثَنا معاوية بن صالح، عَن يَحْيى، قال: زياد بْن المنذر أبو الجارود كذاب عدو اللَّه ليس يسوى فلسا

«Передал нам Ибн Хаммад, передал нам Му’авия ибн Салих, от Яхъи (ум. 266 г.х.), что он сказал: “Зияд ибн аль-Мунзир Абу-ль Джаруд — лжец, враг Аллаха, который не стоит и копейки”».

📚 См. «аль-Камиль фи-д ду’афа» (690). Иснад достоверный.

▪︎ Сказал имам ан-Насаи (ум. 303 г.х.):

زِيَاد بن الْمُنْذر أَبُو الْجَارُود مَتْرُوك الحَدِيث

«Зияд ибн аль-Мунзир, Абу-ль Джаруд. Его хадисы оставленные».

📚 См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (665).

▪︎ Сказал Ибн Хиббан (ум. 354 г.х.):

زِيَاد بْن الْمُنْذر أَبُو الْجَارُود الثَّقَفِيّ يَرْوِي عَن الأَعْمَش وعطية روى عَنْهُ مَرْوَان بْن مُعَاوِيَة كَانَ رَافِضِيًّا يضع الْحَدِيث فِي مثالب أَصْحَاب النَّبِي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ويروي عَن فَضَائِل أهل الْبَيْت أَشْيَاء مَاله أصُول لَا تحل كِتَابَة حَدِيثه

«Зияд ибн аль-Мунзир, Абу-ль Джаруд ас-Сакафи, передавал от аль-А’маша и ’Атыйи, а от него передавал Марван ибн Му’авия. Он был рафидитом, который придумывал хадисы, порочащие сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и передавал о достоинствах Ахль аль-бейт такие вещи, у которых нет основы. Не дозволено записывать его хадисы».

📚 См. «аль-Маджрухин» (1/306), изд. «Дар аль-ва’и».

2. ‘Иса ибн Фаркад — неизвестный передатчик.

О нём есть лишь оценка от Абу Хатима ар-Рази (ум. 277 г.х.), что он «шейх», и больше ничего.

▪︎ Сказал имам Ибн Абу Хатим:

 عيسى بن فرقد المروزي روى عن جابر الجعفي روى عنه عمرو بن رافع وأبو حميد ثنا عبد الرحمن قال سألت أبى عنه فقال مروزي، قلت ما حاله؟ قال شيخ

«‘Иса ибн Фаркад аль-Маррузи передавал от Джабира аль-Джу’фи, а от него передавали ‘Амр ибн Рафи’ и Абу Хамид. Я спросил своего отца: “Что ты скажешь про состояние Маррузи?”. Он ответил: “Шейх”».

📚 См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (1577).

И как мы видим, этот ’Иса передавал от лжеца и сабаита Джабира аль-Джу’фи, который верил, что ‘Али не умер и вернётся в этот мир.

3. Ибн Хумейд (ум. 248 г.х.) — имам, учёный, которого считали надёжным в начале, но затем выявилась его слабость. И дошло до того, что некоторые обвинили его во лжи.

▪︎ Сказал имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):

مُحَمَّد بْن حميد أَبُو عَبْد اللَّه الرازي سَمِعَ يعقوب القمي وجريرا، فِيهِ نظر مات سنة ثمان وأربعين ومائتين

«Мухаммад ибн Хумейд, Абу ‘Абдуллах ар-Рази, слышал Йа’куба аль-Кумми и Джарира. В нём есть разногласие. Он умер 248 году».

📚 См. «Тарих аль-кабир» (1/69) #167.

Любой, кто знаком с терминологией имама аль-Бухари, знает, что его слова: «В нём есть разногласие» указывают на крайнюю степень слабости.

▪︎ Сказал имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи (ум. 279 г.х.):

وَحِينَ رَأَيْتُهُ كَانَ حَسَنَ الرَّأْىِ فِي مُحَمَّدِ بْنِ حُمَيْدٍ الرَّازِيِّ ثُمَّ ضَعَّفَهُ بَعْدُ‏.‏

«Я видел, как [аль-Бухари] был хорошего мнения о Мухаммаде ибн Хумейде ар-Рази, но затем он стал считать его слабым».

📚 См. «Сунан» ат-Тирмизи (1677).

▪︎ Сказал имам Абу Ну’айм ибн ‘Ади (ум. 323 г.х.):

وسمعت أبا حاتم محمد بن إدريس الرازي في منزله وعنده عبد الرحمن بن يوسف بن خراش وجماعة من مشايخ أهل الري وحفاظهم للحديث، فذكروا ابن حميد وأجمعوا على أنه ضعيف في الحديث جدا، وأنه يحدث بما لم يسمعه، وأنه يأخذ أحاديث لأهل البصرة والكوفة فيحدث بها عن الرازيين

«Я слышал Абу Хатима Мухаммада ибн Идриса ар-Рази в его доме, а у него [в это время были] ‘Абдуррахман ибн Юсуф ибн Хурраш, джамаат шейхов из людей Рея и их хафизы в хадисах. Они упомянули Ибн Хумейда, и пришли к единогласному мнению, что он очень слабый в хадисах, и что он передаёт от того, от кого не слышал [лично], и что он берёт хадисы людей Басры и Куфы, и передаёт их от разийцев».

📚 См. «Тарих Багдад» (2/258).

▪︎ Привёл Хатыб аль-Багдади (ум. 463 г.х.):

أَخْبَرَنِي عبيد الله بن أبي الفتح قال: نبأنا محمّد بن العبّاس الخزّاز قال: نبأنا عليّ ابن إبراهيم المستملي قال: نبأنا أبو القاسم ابن أخي زرعة- يعني الرازي- قَالَ: سألت أبا زرعة عن محمد بن حميد، فأومأ بإصبعه إلى فمه. فقلت له: كان يكذب؟ فقال برأسه: نعم.

«Сообщил мне ‘Абдуллах ибн Аби-ль Фатх, передал нам Мухаммад ибн аль-‘Аббас аль-Хаззаз, передал нам ‘Али ибн Ибрахим аль-Мустамли, передал нам Абу-ль Касым ибн Ахи Абу Зур’а ар-Рази, что он сказал: “Я спросил Абу Зур’у (ум. 264 г.х.) о Мухаммаде ибн Хумейде, и он указал своим пальцем на рот. Я спросил у него: “Он лгал?”, на что он кивнул головой: “Да”».

📚 См. «Тарих Багдад» (2/260). Иснад достоверный.

▪︎ Сказал Ибн Хиббан (ум. 354 г.х.):

مُحَمَّد بن حميد الرَّازِيّ كنيته أَبُو عبد الله يروي عَن بن الْمُبَارك وَجَرِير حَدثنَا عَنهُ شُيُوخنَا مَاتَ سنة ثَمَان وَأَرْبَعين وَمِائَتَيْنِ كَانَ مِمَّن ينْفَرد عَن الثِّقَات بالأشياء المقلوبات وَلَا سِيمَا إِذا حدث عَن شُيُوخ بَلَده

«Мухаммад ибн Хумейд ар-Рази. Его кунья — Абу ‘Абдуллах. Он передавал от Ибн аль-Мубарака и Джарира. Нам передавали от него наши шейхи. Он умер в 248 г.х. Он был из тех, кто уединялся в сообщениях от надёжных передатчиков, передавая перевёрнутые вещи, особенно если он передавал от шейхов его местности».

📚 См. «аль-Муджрухин» (2/303), изд. «Дар аль-ва’и».

4. Мухаммад ибн ‘Али аль-Бакыр (ум. 114 г.х.) был из числа табиинов, которые не встречали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому этот хадис также мурсаль.


Путь Джабира ибн ‘Абдуллаха

2. Привёл Ибн ‘Асакир (ум. 571 г.х.):

أخبرنا أبو القاسم بن السمرقندي أنا عاصم بن الحسن أنا أبو عمر بن مهدي أنا أبو العباس بن عقدة نا محمد بن أحمد بن الحسن القطواني نا إبراهيم بن أنس الأنصاري نا إبراهيم بن جعفر بن عبد الله بن محمد بن مسلمة عن أبي الزبير عن جابر بن عبد الله قال كنا عند النبي (صلى الله عليه وسلم) فأقبل علي بن أبي طالب فقال النبي (صلى الله عليه وسلم) قد أتاكم أخي ثم التفت إلى الكعبة فضربها بيده ثم قال والذي نفسي بيده إن هذا وشيعته لهم الفائزون يوم القيامة ثم قال إنه أولكم إيمانا معي وأوفاكم بعهد الله وأقومكم بأمر الله وأعدلكم في الرعية وأقسمكم بالسوية وأعظمكم عند الله مزية قال ونزلت ” إن الذين امنوا وعملوا الصالحات أولئك هم خير البرية ” (٢) قال فكان أصحاب محمد (صلى الله عليه وسلم) إذا أقبل على قالوا قد جاء خير البرية 

«Сообщил нам Абу-ль Касым ибн ас-Самарканди, сообщил нам ’Асым ибн аль-Хасан, сообщил нам Абу ‘Умар ибн Махди, сообщил нам Абу-ль ’Аббас ибн ‘Укда, передал нам Мухаммад ибн Ахмад ибн аль-Хасан аль-Катуни, передал нам Ибрахим ибн Анас аль-Ансари, передал нам Ибрахим ибн Джа’фар ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммада ибн Масляма, от Абу Зубайра, от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что он сказал: “Мы были с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и пришёл ‘Али ибн Абу Талиб. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К вам пришёл мой брат», затем он повернулся к Ка’бе и ударил по ней рукой, сказав: «Клянусь Тем, в Чьей Руке душа моя, поистине, этот и его шииты в числе преуспевших в Судный День. Воистину, среди вас он самый близкий своей верой ко мне, самый исполняющий завет Аллаха, самый стойкий, когда речь идёт про веление Аллаха, самый справедливый к подданным, и самый великий перед Аллахом!». Затем был ниспослан [аят]: {Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, они — наилучшие творения}. И сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, когда приходил ‘Али, говорили: “Пришло наилучшее творение”».

📚 См. «Тарих Димашк» (47/371), изд. «Дар аль-фикр».

Оценка:

Этот иснад крайне слабый.

1. Мухаммад ибн Ахмад ибн аль-Хасан аль-Катуни — неизвестный передатчик.

2. Абу-ль ’Аббас ибн ‘Укда (ум. 332 г.х.) — хафиз Куфы, однако он часто передавал отвергаемые хадисы от неизвестных передатчиков, и именно от вышеупомянутого маджхуля аль-Катуни он часто передаёт выдуманные хадисы об ‘Али и Ахль аль-бейт.

▪︎ Говорит имам Ибн ‘Ади (ум. 365 г.х.):

وسمعت أبي بكر بن أبي غالب يقول: ابن عقدة لا يتدين بالحديث، لأنه كان يحمل شيوخا بالكوفة على الكذب، يسوي لهم نسخاً ويأمرهم أن يرووها، فكيف يتدين بالحديث وهو يعلم أن هذه النسخ هو دفعها إليهم، ثم يرويها عنهم؟

«Я слышал, как Абу Бакр ибн Аби Галиб говорил: “Ибн ‘Укда не был благочестив в отношении хадисов, ибо он заставлял наших шейхов в Куфе лгать, делая для них копию и приказывая им, чтобы они передавали её, так как же он будет благочестив в хадисах, если он знает, что эта копия был дана им самим и затем от них передавали её?”».

📚 См. «аль-Камиль фи-д ду’афа» (1/338), #53.

3. Абу Зубайр — надёжный, однако известный мудаллис, и в этом иснаде он делает тадлис, что также ослабляет хадис.

▪︎ Говорит Ибн Хаджар (ум. 852 г.х.):

مُحَمَّد بن مُسلم بن تدرس أَبُو الزبير الْمَكِّيّ أحد التَّابِعين مَشْهُور وَثَّقَهُ الْجُمْهُور وَضَعفه بَعضهم لِكَثْرَة التَّدْلِيس وَغَيره وَلم يرو لَهُ البُخَارِيّ سوى حَدِيث وَاحِد

«Мухаммад ибн Муслим ибн Тадрас, Абу Зубайр аль-Макки — один из известных табиинов. Большинство [учёных] посчитали его надёжным, а некоторые послабили из-за множество тадлисов и тому подобное. Аль-Бухари же передал от него лишь один хадис».

📚 См. «Фатх аль-бари» (1/442), изд. «Дар аль-ма’рифа».


Путь Ибн ‘Аббаса

3. Привёл Абу Бакр ибн Мардавейх (ум. 410 г.х.):

حدثنا عبد الله بن محمد حدثنا إسحاق بن أحمد حدثنا حفص بن عمر المهرقاني حدثنا حيَّويه يعني إسحاق بن إسماعيل عن عمر بن هارون عن عمرو عن جابر عن محمد بن علي وتميم بن حذلم عن ابن عباس: قال لما نزلت: {إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ} قال لعلي: هو أنت وشيعتك يوم القيامة راضين مرضيين ويأتي عدوك غضبانًا مفحمين فقال: يا رسول الله ومن عدوي؟ قال: من تبرأ منك ولعنتك ثم قال رسول الله صلى الله عليه: من قال رحم الله عليًا يرحمه الله

«Передал нам ‘Абдуллах ибн Мухаммад, передал нам Исхак ибн Ахмад, передал нам Хафс ибн ‘Умар аль-Михракани, передал нам Хайиявейх, т.е. Исхак ибн Исма’иль, от ‘Умара ибн Харуна, от ‘Амра, от Джабира, от Мухаммада ибн ‘Али и Тамима ибн Хазлюма, от Ибн ‘Аббаса, что он сказал: “Когда был ниспослан [аят]: {Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, они — наилучшие творения}, [Пророк] сказал ‘Али: “Это — ты и твои шииты. В Судный день [вы придёте] довольными и снискавшими довольство, а твой враг придёт в пылающей ярости”. [’Али] сказал: “О Посланник Аллаха, кто же мой враг?”. Он сказал: “Тот, кто отрёкся от тебя и проклял тебя”. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Того, кто скажет: «Да помилует Аллах ‘Али» помилует Аллах”».

📚 См. «Джуз ‘ам мин ат-тафсир аль-муснад» (стр. 662), #545.

• Также этот хадис привёл Хаким аль-Хаскани в «Шауахид ат-танзиль» (2/460), #1126.

Оценка:

Этот хадис выдуманный.

1. Джабир — он же аль-Джу’фи, лжец.

▪︎ Сказал имам аль-Бухари (ум. 256 г.х.):

جَابر بن يزِيد الْجعْفِيّ تَركه يحيى بن مهْدي قَالَ أَبُو نعيم مَاتَ سنة ثَمَان وَعشْرين وَمِائَة يروي عَن الْقَاسِم وَعَطَاء وَالشعْبِيّ قَالَ على أرَاهُ أَبُو يزِيد قَالَ بَيَان سَمِعت يحيى بن سعيد يَقُول تركنَا جَابِرا قبل أَن يقدم علينا الثَّوْريّ وَقَالَ أَبُو سعيد الْحداد سَمِعت يحيى بن سعيد عَن إِسْمَاعِيل بن أبي خَالِد قَالَ قَالَ الشّعبِيّ يَا جَابر لَا تَمُوت حَتَّى تكذب على رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم قَالَ إِسْمَاعِيل فَمَا مَضَت الْأَيَّام والليالي حَتَّى اتهمَ بِالْكَذِبِ

«Джабир ибн Йазид аль-Джу’фи. Его оставил Яхъя ибн Махди. Сказал Абу Ну’айм: “Он умер в 128 году. Он передавал от аль-Касима, ’Ата и аш-Ша’би”. Сказал Абу Йазид: “Я слышал, как Яхъя ибн Са’ид говорил: “Мы оставили Джабира до того, как к нам пришёл ас-Саури”. И сказал Абу Са’ид аль-Хаддад: “Я слышал Яхъю ибн Са’ида, от Исма’иля ибн Аби Халида, что аш-Ша’би сказал: “О Джабир, ты не умрешь, пока не солжешь на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. И сказал Исма’иль: “Не прошло ни дня или ночи, чтобы его не обвиняли во лжи”».

📚 См. «ад-Ду’афа ас-сагъир» (стр. 25), #49.

▪︎ Сказал имам Ибн ‘Ади (ум. 365 г.х.):

حَدَّثَنَا الْحُسَيْنُ بْنُ عَبد اللَّهِ الْقَطَّانُ، حَدَّثَنا أَحْمَدُ بْنُ أَبِي الحواري سَمِعْتُ أبا يَحْيى الحماني يَقُولُ: سَمعتُ أبا حنيفة يَقُولُ ما رأيت فيمن رأيت أفضل من عطاء، ولاَ لقيت فيمن لقيت أكذب من جَابِر الجعفي

«Передал нам аль-Хусейн ибн ‘Абдуллах аль-Каттан, передал Ахмад ибн Аби-ль Хавари: я слышал, как Абу Яхъя аль-Химмани, сказал: “Я слышал, как Абу Ханифа (ум. 150 г.х.) говорил: “Я не видел из тех, кого видел более достойного, чем ‘Ата, и не встречал из тех, кого встречал более лживого, чем Джабир аль-Джу’фи”».

📚 См. «аль-Камиль фи-д ду’афа» (2/327), #326.

▪︎ Также он сказал:

حَدَّثَنَا عِمْرَانُ بْنُ مُوسَى، حَدَّثَنا أبو معمر، قَال: حَدَّثَنا جَرير، عَن ثعلبة قَالَ أردت جَابِر الجعفي فَقَالَ لي لَيْث بْن أبِي سُلَيم لا تأته فإنه كذاب

«Передал нам ’Имран ибн Муса, передал нам Абу Ма’мар, передал нам Джарир, от Са’лябы, что он сказал: “Я пожелал [пойти к] Джабиру аль-Джу’фи, однако Лейс ибн Аби Сулейм (ум. 138 г.х.) сказал мне: “Не иди к нему, ибо он лжец!”».

📚 См. «аль-Камиль фи-д ду’афа» (2/328), #326.

2. ‘Умар ибн Йазид (ум. 194 г.х.) — он же аль-Бальхи, лжец.

▪︎ Сказал имам Ибн Абу Хатим (ум. 327 г.х.):

نا علي بن الحسين بن الجنيد قال سمعت يحيى بن معين يقول عمر بن هارون كذاب قدم مكة وقد مات جعفر بن محمد فحدث عنه

«Передал нам ’Али ибн аль-Хусейн ибн аль-Джунейд, что он слышал, как Яхъя ибн Ма’ин (ум. 226 г.х.) говорил: “Умар ибн Харун — лжец. Он пришёл в Мекку, а Джа’фар ибн Мухаммад уже умер, но он передавал от него”».

📚 См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (6/141).

▪︎ Также он сказал:

سمعت أبا زرعة يقول سمعت ابراهيم بن موسى وقيل له لم لا تحدث عن عمر بن هارون؟ فقال الناس تركوا حديثه

«Я слышал, как Абу Зур’а говорил: “Я слышал, как Ибрахима ибн Мусу (ум. 219 г.х.) спросили: “Почему ты не передаёшь от ‘Умара ибн Харуна?”, на что он ответил: “Люди оставили его хадисы”».

📚 См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (6/141).

3. Исхак ибн Исма’иль — неизвестный передатчик.


Путь Абу Барзы аль-Аслями

4. Привёл Хаким аль-Хаскани (ум. 481 г.х.):

أَخْبَرَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي الْحَسَنِ الْحَافِظُ أَخْبَرَنَا عُمَرُ بْنُ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ مَالِكٍ‌ حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ الْحَسَنِ بْنِ سَعِيدٍ الْخَزَّازُ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبِي حَدَّثَنَا حُصَيْنُ بْنُ مُخَارِقٍ، عَنْ حِبَّانَ بْنِ عَلِيٍّ وَ بَحْرٍ الْمُسْلِيِ‌ عَنْ أَبِي دَاوُدَ، عَنْ أَبِي بَرْزَةَ قَالَ‌ تَلَا رَسُولُ اللَّهِ ص: إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا- وَ عَمِلُوا الصَّالِحاتِ أُولئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ [وَ] قَالَ: هُمْ أَنْتَ وَ شِيعَتُكَ يَا عَلِيُّ،- وَ مِيعَادُ مَا بَيْنِي وَ بَيْنَكُمْ الْحَوْضُ

«Сообщил нам хафиз Абу Бакр ибн Аби-ль Хасан, сообщил нам ‘Умар ибн аль-Хасан ибн ‘Али ибн Малик, передал нам Ахмад ибн аль-Хасан ибн Са’ид аль-Хаззаз, передал нам мой отец, передал нам Хусайн ибн Мухарик, от Хиббан ибн ‘Ади и Бахра аль-Муслими, от Абу Дауда, от Абу Барзы, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал [аят]: {Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, они — наилучшие творения}, и сказал: “Это — ты и твои шииты, о ‘Али! И обещание между мной и вами — водоём”».

📚 См. «Шауахид ат-танзиль» (2/463), #1130.

Оценка:

Этот хадис выдуманный.

1. Хусайн ибн Мухарик — обвиненный во лжи.

▪︎ Сказал имам ад-Даракутни (ум. 385 г.х.):

حصين بن مخارق، متروك

«Хусайн ибн Мухарик — оставленный передатчик».

📚 См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (177).

▪︎ Сказал Ибн аль-Джаузи (ум. 597 г.х.):

حُصَيْن بن مُخَارق بن وَرْقَاء أَبُو جُنَادَة يروي عَن الْأَعْمَش قَالَ الدَّارَقُطْنِيّ يضع الحَدِيث وَقَالَ ابْن حبَان لَا يجوز الِاحْتِجَاج بِهِ

«Хусайн ибн Мухарик ибн Варака, Абу Джунада. Он передавал от аль-А’маша. Сказал ад-Даракутни: “Он выдумывал хадисы”. Сказал Ибн Хиббан: “Не дозволено опираться на него”».

📚 См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (965).

2. Хиббан ибн ‘Али — слабый передатчик.

▪︎ Сказал имам Ибн Абу Хатим (ум. 327 г.х.):

أنا ابن أبي خيثمه فيما كتب إلي قال سمعت يحيى بن معين يقول: حبان بن علي حديثه ليس بشئ

«Сообщил нам Ибн Аби Хейсама в том, что он написал мне, что он слышал, как Яхъя ибн Ма’ин говорил: “Хадисы Хиббана ибн ‘Али — ничто”».

См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (3/270), #1208.

▪︎ Передал Хатыб аль-Багдади (ум. 463 г.х.):

أنبأنا البرقانيّ أنبأنا أحمد بن سعيد بن سعد أنبأنا عبد الكريم بن أَحْمَد بن شعيب النسائي حَدَّثَنَا أَبِي قَالَ: حبان بْن علي ضعيف كوفي

 وأنبأنا البرقاني قَالَ: سألتُ أَبَا الْحَسَن الدَّارَقُطْنِيّ عَن حبان بْن علي وَأخيه مندل فَقَالَ: متروكان

«Сообщил нам аль-Баркани, сообщил нам Ахмад ибн Са’ид ибн Са’д, сообщил нам ‘Абд аль-Карим ибн Ахмад ибн Шу’айб ан-Насаи, передал нам мой отец [имам ан-Насаи], который сказал: “Хиббан ибн ‘Али слабый, куфийец”.

Сообщил нам аль-Баркани, что он спросил Абу-ль Хасана ад-Даракутни о Хиббане ибн ‘Али и его брате Мундиле, на что он ответил: “Оба — оставленные передатчики”».

📚 См. «Тарих Багдад» (8/250), изд. «Дар аль-кутуб ал-‘ильмия».

3. ‘Умар ибн аль-Хасан ибн ‘Али ибн Малик — обвиненный во лжи.

▪︎ Сказал Ибн аль-Джаузи (ум. 597 г.х.):

عمر بن الْحسن بن عَليّ بن مَالك أَبُو الْحُسَيْن الْأُشْنَانِي روى عَنهُ أَبُو الْحُسَيْن ابْن بَشرَان قَالَ الدَّارَقُطْنِيّ كَانَ يكذب

«‘Умар ибн аль-Хасан ибн ‘Али ибн Малик, Абу-ль Хусейн аль-Ушнани. От него передавал Абу-ль Хусейн ибн Башран. Сказал ад-Даракутни: “Он лгал”».

📚 См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (2447).

4. Абу Дауд — неизвестный передатчик.

5. Бахр аль-Муслими — неизвестный передатчик.

6. Ахмад ибн аль-Хасан ибн Са’ид аль-Хаззаз — неизвестный передатчик.

7. Его отец, аль-Хасан ибн Са’ид, также неизвестен.


Путь Бурайды ибн Хусайба аль-Аслями

5. Передал аль-Хаким аль-Хаскани (ум. 481 г.х.):

حَدَّثَنَا الْحَاكِمُ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ أَقْرَأَهُ وَ أَمْلَاهُ [عَلَيْنَا] حَدَّثَنَا عَبْدُ الْبَاقِي بْنُ قَانِعٍ الْحَافِظُ إِمْلَاءً بِبَغْدَادَ حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مُوسَى بْنِ إِسْحَاقَ الْحَمَّارُ بِالْكُوفَةِ حَدَّثَنَا الْقَاسِمُ بْنُ الضَّحَّاكِ حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ الْبَزَّازُ، عَنْ عَمْرِو بْنِ شِمْرٍ، قَالَ: سَمِعْتُ مُحَمَّدَ بْنَ جُحَادَةَ يُحَدِّثُ عَنْ جَابِرٍ الْجُعْفِيِّ عَنِ ابْنِ بُرَيْدَةَ عَنْ أَبِيهِ قَالَ‌ تَلَا النَّبِيُّ ص هَذِهِ الْآيَةَ: إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَ عَمِلُوا الصَّالِحاتِ أُولئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ فَوَضَعَ يَدَهُ عَلَى كَتِفِ عَلِيٍّ وَ قَالَ: هُوَ أَنْتَ وَ شِيعَتُكَ، يَا عَلِيُّ تَرِدُ أَنْتَ وَ شِيعَتُكَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ رِوَاءً مَرْوِيِّينَ، وَ يَرِدُ عَدُوُّكَ عِطَاشاً مُقْمَحِينَ

«Передал нам хафиз аль-Хаким Абу ‘Абдуллах, передал нам хафиз ‘Абд аль-Баки ибн Кани’, передал нам Ахмад ибн Муса ибн Исхак аль-Хаммар, передал нам аль-Касим ибн Даххак, передал нам аль-Хасан ибн ‘Али аль-Баззаз, от ‘Амра ибн Шимра: я слышал, как Мухаммад ибн Джухада передаёт от Джабир аль-Джу’фи, от Ибн Бурайды, от его отца, что он сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал этот аят: {Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, они — наилучшие творения}, а затем положил свою руку на плечо ‘Али и сказал: “Это — ты и твои шииты, о ‘Али! В Судный День ты и твои шииты придут как орошаемая вода, а твой враг придёт в сильной жажде”».

📚 См. «Шауахид ат-танзиль» (2/464), #1131.

Оценка:

Этот хадис выдуманный.

1. Джабир аль-Джу’фи — лжец.

Его состояние мы разобрали в пункте №3.

2. ‘Амр ибн Шимр — лжец.

▪︎ Сказал Абу Ну’айм аль-Асбахани (ум. 430 г.х.):

عَمْرو بن شمر الْجعْفِيّ يروي عَن جَابر الْجعْفِيّ بالموضوعات الْمَنَاكِير وَكَذَلِكَ

«‘Амр ибн Шимр аль-Джу’фи передаёт от Джабира аль-Джу’фи выдуманные и отвергаемые хадисы и т.д.».

📚 См. «ад-Ду’афа» (165).

▪︎ Сказал имам Ибн ‘Ади (ум. 365 г.х.):

سمعتُ ابن حماد يقول: قال السعدي عَمْرو بْن شمر زائغ كذاب

حَدَّثَنَا الجنيدي، حَدَّثَنا البُخارِيّ قال عَمْرو بْن شمر روى بعضهم عَنْ عَمْرو أبي عَبد اللَّهِ الجعفي، عنِ ابن جابر منكر الحديث

وَقَالَ النسائي عَمْرو بْن شمر كوفي متروك الحديث

«Я слышал, как Ибн Хаммад говорил, что ас-Са’ди сказал: “Амр ибн Шимр — заблудший лжец”.

Передал нам аль-Джунейди, передал нам аль-Бухари, который сказал: “Амр ибн Шимр передавал некоторые вещи от ‘Амра ибн ‘Абдуллаха аль-Джу’фи и Ибн Джабира, отвергаемый передатчик”.

И сказал ан-Насаи: “Хадисы ‘Амра ибн Шимр аль-Куфи оставленные”».

📚 См. «аль-Камиль фи-д ду’афа» (6/226).

Помимо этого, ‘Амр ибн Шимр является слабым передатчиком также у рафидитов, каковым его назвал ан-Наджаши.

3. аль-Касим ибн ад-Даххак — неизвестный передатчик.


Путь ‘Али ибн Абу Талиба

6. Передал аль-Хаким аль-Хаскани (ум. 481 г.х.):

حَدَّثَنَا الْحَاكِمُ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ قِرَاءَةً وَ إِمْلَاءً أَخْبَرَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي دَارِمٍ الْحَافِظُ بِالْكُوفَةِ أَخْبَرَنَا الْمُنْذِرُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ الْمُنْذِرِ، قَالَ: حَدَّثَنِي أَبِي، قَالَ: حَدَّثَنِي عَمِّي الْحُسَيْنُ بْنُ سَعِيدٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ زِيَادٍ الْبَزَّازِ، عَنْ إِبْرَاهِيمَ بْنِ مُهَاجِرٍ مَوْلَى آلِ شَخْبَرَةَ قَالَ:  حَدَّثَنِي يَزِيدُ بْنُ شَرَاحِيلَ الْأَنْصَارِيُّ كَاتِبُ عَلِيٍّ، قَالَ:  سَمِعْتُ عَلِيّاً يَقُولُ‌ حَدَّثَنِي رَسُولُ اللَّهِ ص وَ أَنَا مُسْنِدُهُ إِلَى صَدْرِي فَقَالَ: يَا عَلِيُّ أَ مَا تَسْمَعُ قَوْلَ اللَّهِ عَزَّ وَ جَلَّ: إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَ عَمِلُوا الصَّالِحاتِ- أُولئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ هُمْ أَنْتَ وَ شِيعَتُكَ، وَ مَوْعِدِي وَ مَوْعِدُكُمُ الْحَوْضُ، إِذَا اجْتَمَعَتِ الْأُمَمُ لِلْحِسَابِ تُدْعَوْنَ غُرّاً مُحَجَّلِينَ.

«Передал нам хафиз аль-Хаким Абу ‘Абдуллах, сообщил нам хафиз Абу Бакр ибн Аби Дарим, сообщил нам аль-Мунзир ибн Мухаммад ибн аль-Мунзир, передал мне мой отец, передал мне мой дядя, аль-Хусейн ибн Са’ид, от его отца, от Исма’иля ибн Зияда аль-Баззаза, от Ибрахима ибн Мухаджира — вольноотущенника семейства Шахбары, передал мне Йазид ибн Шарахиль аль-Ансари — писец ‘Али: “Я слышал, как ‘Али говорил: “Передал мне Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда я прижал его к своей груди: “О ‘Али! Разве ты не слышал слова Аллаха, Свят Он и Велик: {Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, они — наилучшие творения}? Это — ты и твои шииты! Обещание между мной и вами — водоём. Когда общины соберутся для расчёта, вас позовут с белыми кольцами на ногах”».

📚 См. «Шауахид ат-танзиль» (2/459), #1125.

Оценка:

Этот хадис выдуманный.

1. Йазид ибн Шарахиль аль-Ансари — неизвестный передатчик.

И в его имени есть путаница. Он приходит также как Зейд ибн Шарахиль аль-Ансари.

2. Исма’иль ибн Зияд аль-Баззаз — неизвестный передатчик.

3. Его отец также неизвестен.

4. Аль-Хусейн ибн Са’ид — слабый передатчик, рафидит-му’тазилит.

И в его имени есть путаница. Он приходит также как «Хасан ибн Са’д».

▪︎ Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни (ум. 852 г.х.):

الحسن بن سعد أبو علي المعتزلي عن الدَّبَرِيّ. قال أبو القاسم بن الطحان في ذيله على تاريخ مصر لابن يونس: ضعيف. ورأيت في مصنفي الشيعة الإمامية الحسن بن سعد بن سعيد بن أبي الجهم روى، عَن أبيه وعنه ابن أخيه محمد بن المنذر بن سعد. وله كتاب في قراءات أهل البيت فيه أشياء أنكرت عليه

«Аль-Хасан ибн Са’д, Абу ‘Али аль-Му’тазили. Передавал от ат-Дабари. Сказал Абу-ль Касым ибн ат-Таххан в приложении к «Тарих Миср» Ибн Йунуса: “Слабый передатчик”. И я видел у авторов шиитов-имамитов: “Аль-Хасан ибн Са’д ибн Са’ид ибн Аби-ль Джахм. Он передавал от его отца, а от него его племянник — Мухаммад ибн аль-Мунзир ибн Са’д”. И у него есть книга относительно кыраатов Ахл аль-бейт, в котором есть отвергаемые вещи».

📚 См. «Лисан аль-мизан» (2/210), #931.

5. Его племянник, Мухаммад ибн аль-Мунзир — слабый передатчик.

6. Его сын, Мунзир ибн Мухаммад ибн аль-Мунзир — слабый передатчик.

▪︎ Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни (ум. 852 г.х.):

منذر بن محمد بن المنذر عن أبيه. وعنه ابن عقدة. قال الدارقطني: ليس بالقوي. انتهى. وقال في غرائب مالك: ضعيف

«Мунзир ибн Мухаммад ибн аль-Мунзир. Передаёт от своего отца, а от него передаёт Ибн ‘Укда. Сказал ад-Даракутни: “Он не сильный”, а в «Гараиб Малик» сказал: “Слабый передатчик”».

📚 См. «Лисан аль-мизан» (7915).

7. Абу Бакр ибн Аби Дарим — лжец, рафидит.

▪︎ Сказал имам аз-Захаби (ум. 758 г.х.):

كان موصوفا بالحفظ والمعرفة ; إلا أنه يترفض ، قد ألف في الحط على بعض الصحابة ، وهو مع ذلك ليس بثقة في النقل

قال الحاكم : هو رافضي ، غير ثقة 

وقال محمد بن حماد الحافظ : كان مستقيم الأمر عامة دهره ، ثم في آخر أيامه كان أكثر ما يقرأ عليه المثالب ، حضرته ورجل يقرأ عليه أن عمر رفس فاطمة حتى أسقطت محسنا 

وفي خبر آخر قوله تعالى وجاء فرعون عمر ، ومن قبله أبو بكر ، والمؤتفكات عائشة ، وحفصة . فوافقته ، وتركت حديثه

قلت : شيخ ضال معثر

«Он был наделен памятью и известностью, если не считать того, что он стал рафидитом. Он совершал нападки на некоторых сподвижников, и вместе с этим, он не заслуживает доверия относительно шариатских текстов.

Сказал аль-Хаким: “Он — рафидит, который не заслуживает доверия”.

И сказал хафиз Мухаммад ибн Хаммад: “Он был на правильном пути в основную часть своей жизни, но затем в последние дни большая часть того, чему его учили было клеветой. Я посетил его в то время, когда некий человек учил его, что ‘Умар ударил Фатиму так, что у нее случился выкидыш Мухсина”.

И в другом рассказе относительно слов Всевышнего: “Совершили грехи Фараон”, он говорил: “т.е. ‘Умар”, “и те, кто были до него”, он говорил: “т.е. Абу Бакр”, “и опрокинутые селения”, он говорил:  “т.е. ‘Айша и Хафса”.

Я говорю: “Он — несчастный и заблудший мужчина”».

📚 См. «Сияр а’лям ан-нубаля» (15/577-578).

8. Ибрахим ибн Мухаджир — спорный передатчик, большинство посчитало его слабым.

▪︎ Передал имам Ибн Абу Хатим (ум. 327 г.х.):

حدثنا عبد الرحمن نا صالح بن أحمد بن حنبل قال قال علي بن المديني قال يحيى – يعني القطان – لم يكن إبراهيم بن مهاجر بالقوي

حدثنا عبد الرحمن أنا عبد الله بن أحمد بن حنبل فيما كتب إلي قال سألت أبي عن إبراهيم بن مهاجر فقال ليس به بأسحدثنا عبد الرحمن قال قرى على العباس بن محمد الدوري قال وسألت يحيى بن معين عنه فقال: ضعيف الحديث

حدثنا عبد الرحمن سمعت أبي يقول إبراهيم بن مهاجر ليس بقوي 

«Передал нас Салих ибн Ахмад ибн Ханбаль, что ‘Али ибн Мадини сказал: “Сказал Яхъя аль-Каттан (ум. 198 г.х.): “Ибрахим ибн Мухаджир не сильный передатчик”.

Передал нам ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль в том, что он написал мне, что он спросил своего отца (ум. 241 г.х.) об Ибрахиме ибн Мухаджире, на что он ответил: “Нет в нём проблем”.

Аль-Аббас ибн Мухаммад ад-Дури сказал, что он спросил Яхъю ибн Ма’ина (ум. 226 г.х.) насчет него, на что он сказал: “Его хадисы слабые”

Я слышал, как мой отец (ум. 277 г.х.) говорил: “Ибрахим ибн Мухаджир не сильный передатчик”».

📚 См. «аль-Джарх уа-т та’диль» (2/133), #465.


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *