Следующий хадис используют рафидиты и их собратья христиане.

▪︎ Привёл имам ат-Табарани (ум. 360 г.х.):

حَدَّثَنَا عَبْدُ اللهِ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ، ثنا يَحْيَى بْنُ مَعِينٍ، ثنا حَجَّاجُ بْنُ مُحَمَّدٍ، عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ حُكَيْمَةَ بِنْتِ أُمَيْمَةَ، عَنْ أُمِّهَا، أُمَيْمَةَ، قَالَتْ: كَانَ لِلنَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدَحٌ مِنْ عِيدَانٍ يَبُولُ فِيهِ، وَيَضَعُهُ تَحْتَ سَرِيرِهِ فَقَامَ فَطَلَبَ فَلَمْ يَجِدُهُ فَسَأَلَ فَقَالَ: «أَيْنَ الْقَدَحُ؟» ، قَالُوا: شَرِبَتْهُ بَرَّةُ خَادِمُ أُمِّ سَلَمَةَ الَّتِي قَدِمَتْ مَعَهَا مِنْ أَرْضِ الْحَبَشَةِ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَقَدِ احْتَظَرَتْ مِنَ النَّارِ بِحِظَارٍ

«Передал нам ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль: передал нам Яхъя ибн Ма’ин: передал нам Хаджадж ибн Мухаммад: от Ибн Джурейджа: от Хукаймы бинт Умаймы: от её матери, что она сказала: “У Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был деревянный сосуд, в который он справлял нужду, и который он ставил под свою кровать. [Однажды] он встал и начал искать [этот сосуд], но не нашёл его, поэтому спросил: “Где тот сосуд?”. Ему ответили: “Его выпила Барра, служанка Умм Салямы, которая пришла с ней из земли эфиопов”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Она защитилась от Огня оградой”».

📚См. «Му’джам аль-кабир» (24/205).

Ответ

Иснад этого хадиса слабый. 

Хукайма бинт Умайма — неизвестная передатчица. Никто не передаёт от неё, кроме Ибн Джурейджа, и никто не посчитал её надёжной, кроме Ибн Хиббана, который известен тем, удостоверял неизвестных передатчиков.

▪︎ Сказал имам аз-Захаби:

حكيمة بنت أميمة بنت رقيقة، عن أمها، كان للنبي صلى الله عليه وسلم قدح يبول فيه من الليل، فهي غير معروفة

«Хукайма бинт Умайма бинт Ракика. Передаёт от своей матери, что у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был деревянный сосуд, в который он справлял нужду ночью. Она неизвестная».

📚См. «Мизан уль-и’тидаль» (2232).

▪︎ Говорит Ибн Хаджар:

حكيمة بنت أميمة لا تعرف

«Хукайма бинт Умайма — неизвестная передатчица».

📚См. «Такриб ат-тахзиб» (8565).

И этот хадис передали ан-Насаи (32) и Абу Дауда (24) в своих «Сунанах», однако в нем нет этой добавки о том, что содержание этого сосуда выпила служанка Умм Салямы.

▪︎ Сказал хафиз Ибн аль-Каттан аль-Фаси (ум. 628 г.х.):

وَلم يقْض فِيهِ بِصِحَّة وَلَا ضعف، وَلَا فِي حكيمة بتعديل وَلَا تجريح فَالْحَدِيث الْمَذْكُور، مُتَوَقف الصِّحَّة على الْعلم بِحَال حكيمة الْمَذْكُورَة، فَإِن ثبتَتْ ثقتها صحت رِوَايَتهَا، وَهِي لم تثبت

«Не выносится [точное] решение о достоверности или слабости этого хадиса, ведь относительно Хукаймы нет ни критики, ни похвалы, поэтому упомянутый хадис обусловлен знанием о состоянии упомянутой Хукаймы. Если её надёжность утверждена, то её передачи достоверные, однако она не утверждена».

📚См. «аль-Уахм уа-ль ихам» (5/516).

▪︎ Сказал шейх Шу’айб аль-Арнаут:

إسناده ضعيف، حكيمة بنت أميمة لم يرو عنها غيرُ ابن جريج، ولم يوثقها غير ابن حبان، وجهَّلها الذهبي وابن حجر

«Иснад этого хадиса слабый. Хукайма бинт Умайма — от неё не передаёт никто, кроме Ибн Джурейджа, и никто не считал её надёжной, кроме Ибн Хиббана. Аз-Захаби и Ибн Хаджар назвали её неизвестной».

📚См. «Сунан» Абу Дауда (1/20) с тахкыком шейха аль-Арнаута.

Таким образом этот хадис является недостоверным.


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *