Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

• Привёл имам ат-Тирмизи (ум. 279 г.х.):

حَدَّثَنَا سَلَمَةُ بْنُ شَبِيبٍ، قَالَ حَدَّثَنَا الْمُقْرِئُ، عَنْ حَيْوَةَ بْنِ شُرَيْحٍ، عَنْ بَكْرِ بْنِ عَمْرٍو، عَنْ مِشْرَحِ بْنِ هَاعَانَ، عَنْ عُقْبَةَ بْنِ عَامِرٍ، قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: لَوْ كَانَ بَعْدِي نَبِيٌّ لَكَانَ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ ” . قَالَ هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ لاَ نَعْرِفُهُ إِلاَّ مِنْ حَدِيثِ مِشْرَحِ بْنِ هَاعَانَ

«Передал нам Саляма ибн Шабиб, который сказал: передал нам аль-Мукри: от Хайвата ибн Шурайха: от Бакра ибн ‘Амра: от Мишраха ибн Ха’ана: от ‘Укбы ибн ‘Амира, что он сказал: сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Если бы после меня был пророк, то им был бы ‘Умар ибн аль-Хаттаб”.

Сказал [ат-Тирмизи]: “Этот хадис хороший-уединеный. Мы не знаем его, кроме как из хадиса Мишраха ибн Ха’ана”».

📚 См. «Сунан» ат-Тирмизи (3686).

Учёные впали в разногласие относительно достоверности этого хадиса. Его назвал достоверным аль-Хаким в «Мустадарак ‘аля ас-сахихайн» (4495), назвал хорошим Ибн Хаджар в «Хидая ар-рууат» (5/403), а также шейх аль-Альбани в «Сахих ат-Тирмизи» (3686).

Имам Ахмад же назвал этот хадис отвергаемым.

• Привёл Ибн Куддама аль-Макдиси:

قال إبراهيم بن الحارث: إن أبا عبد الله سئل عن حديث عقبة بن الحارث : لو كان بعدي نبي لكان عمر؟ فقال: اضرب عليه ؛ فإنه عندي منكر

«Сказал Ибрахим ибн аль-Харис: “Абу ‘Абдуллаха (т.е. имама Ахмада) спросили о хадисе ‘Укбы ибн аль-Хариса: “Если бы после меня был пророк, то им был бы ‘Умар”, на что он ответил: “Ударь его, ибо у меня он отвергаемый”».

📚 См. «аль-Мунтахаб мин ‘иляль аль-Халляль» (106).

И более правильно, что этот хадис является недостоверным.

Его слабость заключается в передатчике по имени Мишрах ибн Ха’ан, и хоть он сам по себе правдивый, но часто уединялся в передаче от ‘Укбы ибн ‘Амира, а этот хадис как раз из этой категории.

• Сказал Ибн Хиббан (ум. 354 г.х.):

مشرح بن هاعان كنيته أَبُو مُصعب عداده فِي أهل مصر يروي عَن عقبَة بن عَامر أَحَادِيث مَنَاكِير لَا يُتَابع عَلَيْهَا روى عَنهُ بن لَهِيعَة وَاللَّيْث وَأهل مصر وَالصَّوَاب فِي أمره ترك مَا انْفَرد من الرِّوَايَات وَالِاعْتِبَار بِمَا وَافق الثِّقَات

«Мишрах ибн Ха’ан. Его кунья — Абу Мус’аб. Считается из людей Египта. Он передаёт от ‘Укбы ибн ‘Амира отвергаемые хадисы, которым не следуют. От него передают Ибн Ляхи’а, Лейс и люди Египта. И более правильно относительно него — оставить то, в чём он уединился из преданий и брать в расчёт лишь то, что согласуется с преданиями надёжных передатчиков».

📚 См. «аль-Маджрухин» (3/28).

Таким образом, этот хадис из «Сунана» ат-Тирмизи не является достоверным.

Что касается других версий этого хадиса, то они еще слабее, чем эта.

1. Версия ‘Исмы ибн Малика

• Привёл имам ат-Табарани:

 حدثنا أحمد بن رشدين المصري، ثنا خالد بن عبد السلام الصدفي، ثنا الفضل بن المختار، عن عبد الله بن موهب، عن عصمة بن مالك الخطمي قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ” لو كان نبي بعدي لكان عمر بن الخطاب

«Передал нам Ахмад ибн Рушдин аль-Мисри: передал нам Халид ибн ‘Абд ас-Салям ас-Садафи: передал нам аль-Фадль ибн аль-Мухтар: от ‘Абдуллаха ибн Маухаба: от ‘Исмы ибн Малика аль-Хатми, что он сказал: сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Если бы после меня был пророк, то им был бы ‘Умар”».

📚 См. «Му’джам аль-кабир» (17/180).

В этом иснаде два недостатка:

1. Ахмад ибн Рушдин аль-Мисри — обвинённый во лжи передатчик.

• Привёл имам Ибн ‘Ади:

سمعت مُحَمد بن سعد السعدي يقول: سَمعتُ أحمد بن شُعَيب النسائي يقول: كان عندي أخو ميمون وعدة، فدخل ابن رشدين هذا، فصعقوا به، وقالوا له: يا كذاب، فقال لي ابن رشدين: ألا ترى ما يقولون لي؟ فقال له أخو ميمون: أليس أحمد بن صالح إمامك؟ قَال: نَعم، فقَالَ: سَمِعْتُ علي بن سهل يقول: سَمعتُ أحمد بن صالح يقول: إنك كذاب.

«Я слышал, как Мухаммад ибн Са’д ас-Са’ди говорил: я слышал, как Ахмад ибн Шу’айб ан-Насаи говорил: “Однажды у меня сидели брат Маймуна и еще некоторые люди, и тогда зашёл этот Ибн Рушдин и они были ошеломлены им, говоря ему: “О лжец!”. Ибн Рушдин сказал мне: “Разве ты не видишь что они говорят мне?”. Брат Маймуна же сказал ему: “Разве Ахмад ибн Салих не твой имам?”. Он ответил: “Да”. Тот же сказал: “Я слышал, как ‘Али ибн Сахль говорил: я слышал, как Ахмад ибн Салих говорил: “Ты — лжец!”».

📚 См. «аль-Камиль фи-д ду’афа» (42).

2.  Аль-Фадль ибн аль-Мухтар — крайне слабый передатчик.

• Сказал Ибн аль-Джаузи:

الْفضل بن الْمُخْتَار أَبُو سهل الْبَصْرِيّ عَن ابْن أبي ذِئْب قَالَ ابْن عدي لَهُ احاديث مُنكرَة وعامتها لَا يُتَابع عَلَيْهَا وَقَالَ أَبُو حَاتِم الرَّازِيّ مَجْهُول وَأَحَادِيثه مُنكرَة يحدث بالأباطيل قَالَ الْأَزْدِيّ مُنكر الحَدِيث جدا

«Аль-Фадль ибн аль-Мухтар Абу Сахль аль-Басри. Передавал от Ибн Аби Зиба. Сказал Ибн ‘Ади: “У него есть отвергаемые хадисы и большинству из них не следуют”. Сказал Абу Хатим ар-Рази: “Неизвестный передатчик, а его хадисы отвергаемые и он передает ложные вещи”. Сказал аль-Азди: “Его хадисы крайне отвергаемые”».

📚 См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (2721).

Таким образом, эта версия крайне слабая, если не выдуманная.

2. Версия Абу Са’ида аль-Худри

• Привёл имам ат-Табарани:

 حدثنا عمرو بن أبي الطاهر بن السرح ، ثنا عبد المنعم بن بشير الأنصاري ، ثنا عبد الرحمن بن زيد بن أسلم ، عن أبيه ، عن عطاء بن يسار ، عن أبي هريرة قال : قال أبو سعيد الخدري : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : لو كان الله باعثا رسولا من بعدي لبعث عمر بن الخطاب 

«Передал нам ‘Амр ибн Аби Тахир ибн ас-Сарх: передал нам ‘Абд аль-Мун’им ибн Башир аль-Ансари: передал нам ‘Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям: от его отца: от ‘Ата ибн Ясара: от Абу Хурайры, что он сказал: сказал Абу Са’ид аль-Худри: сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Если бы Аллах послал после меня посланника, то он послал бы ‘Умара ибн аль-Хаттаба”».

📚 См. «Му’джам аль-аусат», как это сказал аль-Хейсами в «Маджма’ уз-заваид» (14434). 

В этом иснаде два недостатка:

1. ‘Абд аль-Мун’им ибн Башир аль-Ансари — обвиненный в сочинении хадисов.

• Сказал имам Ибн Джунейд, ученик Ибн Ма’ина:

 قلت ليحيى بن معين: بلغني أنك كتبت عن عبد المنعم الذي كان بمصر؟ فقال: «أتيته، فأخرج إلينا أحاديث أبي مودود، نحو مائتي حديث كذب» ، قال: «فقلت له: يا شيخ، أنت سمعت هذه من أبي مودود؟ قال: (نعم، ورأيت شيخًا له هيبة مدني)» ، قال: فقلت له: اتق الله، فإن هذه كذب، وقمت ولم أكتب عنه شيئًا 

«Я спросил Яхъю ибн Ма’ина: “До меня дошло, что ты писал [хадисы] от ‘Абд аль-Мун’има, который в Египте?”. Он ответил: “Я пошёл к нему и он вышел к нам с хадисам Абу Маудуда, около 200 ложных хадисов. Я сказал ему: “О шейх, ты слышал это от Абу Маудуда?”, на что он ответил: “Да, и я видел шейха, у него авторитет в городе”. Я сказал ему: “Бойся Аллаха, ибо эти хадисы ложь”, затем я встал и не записывал от него ничего”».

📚 См. «Суалят» Ибн Джунейда (807).

2. ‘Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям — слабый передатчик.

• Сказал Ибн аль-Джaузи:

عبد الرَّحْمَن بن زيد بن أسلم يروي عَن أَبِيه ضعفه أَحْمد وَعلي وَأَبُو دَاوُد وَأَبُو زرْعَة وَأَبُو حَاتِم الرَّازِيّ وَالنَّسَائِيّ وَالدَّارَقُطْنِيّ وَقَالَ ابْن حبَان كَانَ يقلب الْأَخْبَار وَهُوَ لَا يعلم حَتَّى كثر ذَلِك فِي رِوَايَته من رفع الْمَرَاسِيل وَإسْنَاد الْمَوْقُوف فَاسْتحقَّ التّرْك

«‘Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям. Передавал от своего отца. Его посчитали слабым Ахмад, ‘Али, Абу Дауд, Абу Зур’а, Абу Хатим ар-Рази, ан-Насаи и ад-Даракутни. Сказал Ибн Хиббан: “Он переворачивал сообщения, и он не был известен, пока не умножилось это в его преданиях из числа отнесения мурсалей и маукуф-иснадов к Пророку, поэтому он заслужил, чтобы его оставили”».

📚 См. «ад-Ду’афа уа-ль матрукин» (1871).

Таким образом, эта версия также крайняя слабая, а может даже и выдуманная.


Заключение

Как мы уже говорили, более правильно, что этот хадис недостоверный, а мухаддисы, которые назвали его хорошим, проявили известное послабление в разделе хадисов о достоинствах сподвижников. 

Единственный иснад этого хадиса, приведенный у ат-Тирмизи, который внешне выглядит хорошим, имеет серьёзный недостаток в виде уединенности Мишраха ибн Ха’ана от ‘Укбы ибн ‘Амира, а другие две версии этого хадиса близки к тому, чтобы быть выдуманными некоторыми передатчиками, которых мы упомянули, поэтому они не могут служить подкрепляющими свидетельствами.


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *