📚 Говорит один из крупнейших шиитских учёных, Шариф аль-Муртада:

و الذي يختص هذا الموضع مما لم نبينه هناك: أنه لا خلاف بين كل من ذهب الى وجوب العمل بخبر الواحد في الشريعة، أنه لا بد من كون مخبره عدلا

و العدالة عندنا يقتضي أن يكون معتقدا للحق في الأصول و الفروع، و غير ذاهب الى مذهب قد دلت الأدلة على بطلانه، و أن يكون غير متظاهر بشيء من المعاصي و القبائح

و هذه الجملة تقتضي تعذر العمل بشيء من الاخبار التي رواها الواقفية على موسى بن جعفر (عليهما السلام) الذاهبة إلى أنه المهدي (عليه السلام)، و تكذيب كل من بعده من الأئمة (عليهم السلام)، و هذا كفر بغير شبهة و رده، كالطاطري و ابن سماعة و فلان و فلان، و من لا يحصى كثرة

فإن معظم الفقه و جمهوره بل جميعه لا يخلو مستنده ممن يذهب مذهب الواقفة، اما أن يكون أصلا في الخبر أو فرعا، راويا عن غيره و مرويا عنه.

و الى غلاة، و خطابية، و مخمسة، و أصحاب حلول، كفلان و فلان و من لا يحصى أيضا كثرة. و الى قمي مشبه مجبر. و أن القميين كلهم من غير استثناء لأحد منهم إلا أبا جعفر بن بابويه (رحمة اللّٰه عليه) بالأمس كانوا مشبهة مجبرة، و كتبهم و تصانيفهم تشهد بذلك و تنطق به

فليت شعري أي رواية تخلص و تسلم من أن يكون في أصلها و فرعها واقف أو غال، أو قمي مشبه مجبر، و الاختبار بيننا و بينهم التفتيش

✍️ «И то, что является особенным для этого положения, что мы не разъяснили там — это то, что нет разногласий между каждым, кто пришёл к мнению об обязательности действия с единичным сообщением в шариате, что передающий это сообщение должен быть справедливым.

И справедливость, по нашему мнению, требует, чтобы он был верующим в истину как её основах, так и в её ответвлениях. Он не должен придерживаться мазхаба, о ложности которого свидетельствуют доказательства, и от него также не должно выявиться что-либо из грехов или мерзостей.

И такой итог требует невозможности действия в соответствии с любым сообщением, которое передали вакифиты Мусы ибн Джа’фара (мир ему), считающие его аль-Махди (мир ему) и отрицающие всех имамов после него. Это является неверием без сомнения и оттолкнули это подобные ат-Татари, Ибн Сама’а, такой-то и такой-то, и те, чье число огромно!

И воистину, большая часть фикха, хотя нет, даже вся она, не лишена опоры на того, кто придерживался мазхаба вакифитов — будь он основой в сообщении или ответвлением, повествующим от других или передающим другим.

А также на тех, кто был гулатом, хаттабитом, махмаситом, хулюлитом, как такой-то и такой-то и те, чье число опять же огромно! И на жителей Кума, бывших уподобленцами и джабаритами, ибо все куммиты без единого исключения, кроме Абу Джа’фара ибн Бабавейха (да помилует его Аллах) были вчера уподобленцами. Их книги и труды свидетельствуют об этом и говорят об этом.

О если бы я знал какое сообщение избавлено и сохранено от того, чтобы быть в своей основе или ответвлении вакифитским, гулатским или от куммита — уподобленца, джабарита. И испытание между нами и ними — это проверка [этих сообщений]».

📖 См. «ар-Расаиль» (3/310).


🚀 Подписывайтесь на наш Телеграм: @antishia_com


Поделитесь с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *